газета 'Дуэль' N 26 (524) 
26 ИЮНЯ 2007 г.
СТОРОННИКИ РАСИСТОВ - КРЕТИНЫ?
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
БЫЛОЕ И ДУМЫ
ПОЛИТИКА
ОТДЕЛ РАЗНЫХ ДЕЛ
ПОЕДИНОК
ИСТОРИЯ
ИТАР-ТАСС
ДОЛОЙ УНЫЛЫЕ РОЖИ!

ЦЕНЗУРА В КАННАХ

Сложный и отчасти скандальный вопрос цензуры всегда присутствовал в работе самого знаменитого кинофестиваля мира - Каннского. Всего за шесть десятилетий своего существования на Каннском фестивале цензуре подверглись 29 картин из почти 1600 показанных в рамках официальных программ. При этом первым фильмом, ставшим объектом цензуры руководства фестиваля, стала в 1951 году советская лента режиссера Линдтберга «Четверо в джипе». Ее обвинили в «оскорблении союзников» и сняли с показа. Одновременно была запрещена организаторами фестиваля и вторая представленная СССР картина - «Освобожденный Китай» режиссера Герасимова. В различные годы на Каннском фестивали запрещались к показу или подвергались купюрам картины Франции, Испании, США, Великобритании, ФРГ, Японии, Польши, Италии, Бразилии, Югославии. Широкое использование цензуры было вызвано двумя факторами: процедурой формирования программы фестиваля и его уставом. Каннский фестиваль был задуман в конце 30-х годов в первую очередь как культурно-политическое событие, призванное противодействовать существовавшей тогда в Европе активной пропагандистской кампании фашистских режимов Германии и Италии, в том числе посредством кинематографа. Для того чтобы обеспечить «быстрый старт» фестивалю и заинтересовать в нем правительства ведущих стран, было принято решение, что программа будет составляться из картин, которые выберут и пришлют сами эти правительства. Сам Комитет фестиваля, включавший представителя МИД Франции, не формировал программу и даже не всегда успевал просмотреть фильмы, присланные для показа. При этом существовал и устав фестиваля, пятый параграф которого гласил, что демонстрируемые на нем картины не должны «затрагивать национальные чувства одной из приглашенных стран». Это положение широко использовалось Францией с тем, чтобы закрыть путь для картин, рассказывающих о колониальной войне в Алжире, США - для снятия японской ленты о бомбардировке Хиросимы, СССР - запрету финской картины о войне 1939-1940 годов. Известно, что окончательные решения о снятии картины или вырезки из нее конкретных сцен принимались Комитетом фестиваля в консультациях с МИД Франции. Ситуация кардинальным образом изменилась лишь с 1972 года, когда была проведена широкая реформа структуры и работы Каннского фестиваля. В результате правительства были лишены права выбирать и посылать картины для официальной программы. Право на ее формирование взял на себя художественный совет фестиваля, который обязался не принимать политических решений, а руководствоваться лишь принципами высокого искусства. Тем не менее правительства различных стран хотя изредка, но продолжают требовать снятие той или иной картины с показа на Каннском фестивале. В нынешнем году так произошло с лентой «Персеполис» - ее отзыва потребовал Иран. На прошлом фестивале Китай обратился с призывом не показывать картину китайского режиссера. Однако эти усилия правительств оказались тщетными.

Виталий МАКАРЧЕВ

`
ОГЛАВЛЕНИЕ
АРХИВ
ФОРУМ
ПОИСК
БИБЛИОТЕКА
A4 PDF
FB2
Финансы

delokrat.ru

 ABH Li.Ru: sokol_14 http://www.deloteca.ru/
 nasamomdele.narod.ru

[an error occurred while processing this directive]

Rambler's Top100