газета 'Дуэль' N 15 (514) 
10 АПРЕЛЯ 2007 г.
ЖЕРТВА НА АЛТАРЬ ДЕМОКРАТИИ
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
БЫЛОЕ И ДУМЫ
ПОЛИТИКА
ОТДЕЛ РАЗНЫХ ДЕЛ
ФАКУЛЬТЕТ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА И КУЛЬТПАСКУДСТВО
ИНФОРМАЦИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

УВИДЕТЬ ПАРИК И УМЕРЕТЬ

Среди фильмов, которыми наш кинопрокат отмечает День защитника отечества, военно-патриотической тематике мужского праздника наиболее соответствует «Слуга государев» - костюмная приключенческая драма периода разгрома шведов под Полтавой.

По аналогии с фильмами «плаща и шпаги» или «мечей и сандалий» «Слуга государев» представляет собой фильм париков и кружевных манжет. С одной стороны, вроде бы понятно, что в XVIII веке, да еще и в Версале, где происходит завязка сюжета, без париков никуда. По парику, можно сказать, встречают: недаром у короля- «солнца» Людовика XIV парик самый большой и толстый, а скажем, у хозяина польской харчевни - седенький и жиденький. Однако когда видишь в русской деревне крестьянских детишек, лежащих на печи или прячущихся на сеновале, тоже в паричках, то понимаешь, что это не дань исторической достоверности и тогдашним модным тенденциям, а личное пристрастие режиссера Олега Ряскова или даже специальный художественный прием.

Другие приемы не менее любопытны. Пришедшим на премьеру друзьям и родственникам съемочной группы раздавали свитки из желтого картона с кратким экскурсом в историю, начинавшимся так: «В 1700 году молодой шведский монарх Карл XII пошел войной на Россию». Слово «молодой» не слишком вписывается в концепцию «Слуги государева», согласно которой к 1709 году, когда произошла битва под Полтавой, походная жизнь потрепала 27-летнего Карла уже настолько, что внешне он годится самому себе в отцы. Таким простым, но эффективным способом наглядно демонстрируется не только моральное, но и физическое превосходство нашего государя, еще пребывающего в расцвете сил, над престарелым шведским агрессором. Играющий Петра Андрей Сухов, которому вставили контактные линзы и вздрючили брови загогулинами, имеет некоторое портретное сходство с царем, а заодно напоминает Филиппа Киркорова, которого по-хорошему и нужно было ангажировать хотя бы из кассовых соображений, причем желательно в собственном концертном костюме с перьями. Тогда сцена боя максимально соответствовала бы хрестоматийному отрывку из поэмы «Полтава», где А. С. Пушкин сообщает, что хотя лик Петра ужасен, но в целом он все равно прекрасен и «весь как божия гроза».

Пока шведский король пробирается сквозь Полтавщину, а русский царь сколачивает антикарловскую коалицию, аполитичный Людовик XIV поглощен личной жизнью. Пришла беда, откуда не ждали: его фаворитку по не значащейся в анналах фамилии де Монтеррас (мисс Красноярск-98 Ксения Князева) жарит один блудливый шевалье (Дмитрий Миллер) - в эротической сцене, встреченной одобрительными аплодисментами, обильно представлены оплывшие свечи с застывшими каплями воска совершенно порнографического вида. Обманутый Людовик узнает, что шевалье дрался из-за его пассии на дуэли, и решает избавиться от обоих дуэлянтов, послав одного к Карлу XII, а другого - к Петру I с какими-то высосанными из пальца поручениями. Первый гонец (Валерий Маликов) почти до самого конца пропадает из поля зрения, а шевалье по дороге знакомится в трактире с русским сержантом Гришкой. Его играет Александр Бухаров, чья фамилия после заглавной роли в «Волкодаве», может, кому-то и запомнилась, но лицо - маловероятно, уж больно сложным был грим. В «Слуге государевом» Бухаров предстает в более натуральном виде и на фоне заполонивших экран париков смотрится относительно живенько, олицетворяя широкую русскую натуру и гостеприимство. В какой-то момент дружба шевалье с Гришкой у ночного костра крепнет настолько, что опасаешься, как бы все это нечаянно не вырулило к «Горбатой горе», особенно когда русский придумывает французику нежные прозвища и приглашает заехать к нему в деревню на помывку: «Ты не знаешь, дурашка, что такое настоящая баня». Француз испуганно пытается перевести разговор на баб, но в следующем кадре уже лежит на лавке лицом вниз, и голый Григорий охаживает его веничком: «Ну что, понял, что такое русская баня?» Бабы смиренно подглядывают в щель.

Вообще чувствуется, что создатели «Слуги государева», намеревавшиеся сделать «мужской фильм», к женщинам относятся как к расходным материалам. Эпизодическая немецкая аристократка (Ольга Арнтгольц) возникает с неизвестной целью на несколько минут, большая часть которых отводится созерцанию ее распростертого на полу кареты тела, пробитого вражеской пулей. Если дворянку пускают в расход все-таки с некоторым уважением, то черные крестьянки и польские заговорщицы так и летят направо и налево, будто мусор. Только один раз авторы фильма сжаливаются и позволяют женщине уцелеть, изображая бесчинства шведских оккупантов, один из которых принимается насиловать белокурую селянку. Холстина рвется на ней с душераздирающим треском, однако в итоге девка все-таки вонзает рогатину в поверженного супостата, торжествующе сверкая одной грудью из-под лохмотьев. Правда, удается ей это только благодаря помощи вовремя подоспевшего «брата мусью», не предполагающего, что через каких-нибудь лет сто настанет черед и его потомков отведать не только баньки и кваску, но и дубины народной войны.

Л. МАСЛОВА, ИД «Коммерсантъ»

`
ОГЛАВЛЕНИЕ
АРХИВ
ФОРУМ
ПОИСК
БИБЛИОТЕКА
A4 PDF
FB2
Финансы

delokrat.ru

 ABH Li.Ru: sokol_14 http://www.deloteca.ru/
 nasamomdele.narod.ru


Rambler's Top100