газета 'Дуэль' N 38 (486) 
19 СЕНТЯБРЯ 2006 г.
ПОЦЕЛУЙ В ЖИВОТИК ОТ ЛЮБВИ?
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
БЫЛОЕ И ДУМЫ
ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
ОТДЕЛ РАЗНЫХ ДЕЛ
ПОЕДИНОК
ИСТОРИЯ
ИТАР-ТАСС
ДОЛОЙ УНЫЛЫЕ РОЖИ

ПЕРЕД ВОСХОДОМ СОЛНЦА

Но особенно я благодарен Гинде Борисовне Кофман-Дехтяр. Ведь в Любаре было трудно, просто невозможно найти человека, который бы не знал, не любил ее. Сколько ее помнили, она несла людям добро...

...Учителей в ту пору катастрофически не хватало. Ведь в те времена грамотные люди, а особенно в провинциальной глухомани, тем паче «черты оседлости», были наперечет. И она приобретает вторую профессию. Сродни первой. Чтобы ее дети, а их было много, несколько сот, выросли достойными гражданами нового общества. Того общества социальной справедливости, которое ей грезилось, которое ей хотелось построить. С той поры главной её заботой и радостью стали дети, которым она отдавала свое сердце. Дети свои, единокровные, родные, сын и две дочери, и чужие. Впрочем, такого деления делать у нее и в мыслях не было. Никогда она этого не делала. Все они были ее дети. Родные.

Школа стала её вторым домом. И каждый свой первый урок с первоклассниками она начинала с пения «Интернационала». Ведь тогда, в первые годы послереволюционной романтики, всем только и чудилась мировая революция, братство всех народов мира. Ей казалось, что именно «Интернационал», понятный трудящимся всех народов, станет для её детей, её учеников своеобразным языком международного общения. Потом, со временем такие уроки стали для неё школьной традицией. Приобрели уже другой смысл. Ведь под Любаром образовали первый интернациональный колхоз, где трудились люди разных национальностей. Это во многом формировало мировосприятие людей. А детей? Поэтому она считала, что первый, самый первый урок, который останется у ребенка в памяти навсегда, на всю жизнь, нужно начинать с самого главного. Чтобы люди с первых шагов почувствовали себя единой семьей, начинать с того, что будет формировать человека на долгие годы вперед. На всю жизнь.

Свой первый урок она всегда начинала с «Интернационала». Читала его текст на украинском, еврейском и русском языках. Каждое слово произносила отчетливо, чтобы дети запоминали эти тексты навсегда. Запоминали слова учителя. И пусть в текстах были расхождения, но ведь смысл оставался неизменным.

Потом пела первоклашкам «Интернационал». Тоже на трех языках. Чтобы они поняли - гимн мирового пролетариата звучит на всех языках одинаково. И пусть разными словами, но выражает идеи, понятные и близкие трудящимся всего мира. Таким же, как их родители. Таким же, какими станут они, когда вырастут и уйдут в самостоятельную жизнь. Детишки брались за руки. Высоко поднимали головы - «Интернационал» нельзя петь с опущенной головой, - учила она. И пели вместе с ней. Она была убеждена, что именно так она научит детей жить с высоко поднятой головой. А это означало для нее не позу, не стать выпрямленной спины, но начало воспитания в ребенке чувства собственного достоинства.

Школа, по ее убеждению, должна давать ребенку не просто сумму знаний, но формировать его сознание в духе тех принципов, которыми она прониклась за эти годы, впитала в себя и искренне в них верила...

А. ШЛАЕН, Киев

`
ОГЛАВЛЕНИЕ
АРХИВ
ФОРУМ
ПОИСК
БИБЛИОТЕКА
A4 PDF
FB2
Финансы

delokrat.ru

 ABH Li.Ru: sokol_14 http://www.deloteca.ru/
 nasamomdele.narod.ru


Rambler's Top100