газета 'Дуэль' N 5 (454) 
31 ЯНВАРЯ 2006 г.
К ОГЛОХШЕМУ ПРАВОСУДИЮ!
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
БЫЛОЕ И ДУМЫ
ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
ОТДЕЛ РАЗНЫХ ДЕЛ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА И КУЛЬТПАСКУДСТВО
ИНФОРМАЦИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

ДВА ВЕЧЕРА

Наши заметки не претендуют на объективность. Мы лишь делаем попытку, находясь на позиции рядового слушателя, сравнить два концерта памяти Сталина, один из которых проходил в Москве, а другой - в Ленинграде.

19 декабря 2005 года вечер памяти Сталина прошел в Москве в кинотеатре «Баку». Начало задержали почти на час, так как «многие наши зрители» застряли в пробках. Это объяснение сразу задало общий стиль концерта: стиль вечера заводской самодеятельности. На протяжении всего мероприятия мы пытались понять, каким образом оно соотносится со 126-й годовщиной со дня рождения Сталина? Организаторы устроили ретро-вечер: старинные романсы, оперетта 50-х годов... В качестве обоснования выдвигались следующие аргументы: какую песню любил Сталин? Конечно, «Сулико»! Так послушаем «Сулико». А еще Сталин очень любил Дунаевского, особенно оперетту. Хорошо ещё, что он не любил Арнольда Шенберга...

Никто не задавался вопросом: в чем смысл проведения вечеров памяти Сталина в наши дни? Создать атмосферу 1950-х, чтобы пожилые люди перенеслись во времена своей молодости? Дать выступить всем, кого никуда больше не пригласят?  Наверное, нет. Смысл таких мероприятий в том, чтобы сделать имя Сталина символом сегодняшней борьбы. Некоторый ретро-элемент вполне приемлем: почему бы не исполнить - на современный лад - песни о Сталине времен войны? Например, «Нас воля Сталина вела» Алексея Суркова. Но это не значит, что можно исполнять все что угодно на том основании, что «Сталин это слышал».

Из современных песен в концерте прозвучали выступления Игоря Ковалева из Ленинграда и москвичей Анатолия Беляева и Николая Прилепского. Правда, всех их (и с теми же песнями) мы уже слышали на конкурсе «Песни Сопротивления» не далее как 11 декабря. Поскольку публика на такие мероприятия ходит примерно одна и та же, удивительным было, что зал не начал дружно подпевать. Ну ничего, еще пара выступлений... Кстати, нужно отметить, что только в песне И.Ковалева «Был бы Сталин живой» образ Сталина связывался с современностью.

...Воцарилась измена на троне в Кремле,
Посмотри, сколько новых иуд!
Миллионами смерть косит нас на земле -
Умирает безропотно люд.
...Ждет с надеждой народ:
новый Сталин придет
И настанет возмездия час.
Ни один из иуд от суда не уйдет,
Ни один - вот попомните нас.

Зрители было обрадовались, увидев на сцене Бориса Михайловича Гунько. Однако он, ко всеобщему разочарованию, вместо стихов зачитал довольно длинную (минут на 20) статью. Она была полна интересных мыслей, но, на наш взгляд, смотрелась бы уместнее на какой-нибудь конференции. Из общего ретро-стиля несколько выбилось выступление главного редактора «Русского Фронта Московии» Владимира Андриановича Грязнова, сказавшего: «Сталин не ушел в прошлое, он растворился в будущем». Жаль, что он не внушил эту мысль организаторам до начала концерта.

В конце вечера показали фильм Николая Петровича Пчелкина «Победа преданная и проданная». Фильм хороший. Жаль, что мы его уже где-то видели: то ли в студии патриотического искусства «Союз», то ли в прошлом году на конкурсе патриотических фильмов... Сдается, что и там, и там. Эта повторяемость фильмов, песен и т.д. наводит на грустные мысли о будущем патриотического искусства.

24 декабря аналогичное мероприятие состоялось в Ленинграде. Контраст с Москвой был велик. И заключался он не в том, что вместо комфортабельного «Баку» действие происходило в нетопленом кинотеатре «Охта», где зрители сидели в шубах и варежках. И не в том, что концерт начался точно в то время, на которое был назначен. Контраст заключался в стиле мероприятия. А стиль определялся тем, что в Ленинграде проходил не абстрактный вечер памяти Сталина, а авторский концерт легенды Русского Сопротивления - Александра Анатольевича Харчикова.

Вряд ли кто-то лучше Харчикова понимает: Сталин важен не только как исторический деятель, при котором наша страна была великой мировой державой. Что толку бесконечно пережёвывать прошлое - его всё равно не вернешь! Сейчас Сталин - имя, которое должно пробуждать самосознание наших современников и вдохновлять патриотов на борьбу с врагом, так же как оно вдохновляло предыдущие поколения. Именно эта мысль пронизывает все песни Александра Харчикова о Сталине. Не стало исключением и прозвучавшее на концерте новое стихотворение, музыка к которому пока не написана.

Сталин - это знаковое имя,
В грозный час сплотившее народ.
Это воля Матери-России,
Разгромившей европейский сброд.
...Сталин - это музыка Победы,
Это мирных планов громадьё,
Это пробуждение планеты
И высокий промысел ее.
Сталин - знамя будущих сражений,
Символ самой правильной страны,
Лучезарный и суровый гений -
Патриоты Сталину верны!

К радости собравшихся, Александр Харчиков исполнил некоторые хорошо известные свои песни («Смерти нет», «Русь, вставай с колен!» и другие), которые при непосредственном восприятии производят куда большее впечатление, чем при прослушивании самых высококачественных записей. Как обычно, зрители получили от Харчикова мощный энергетический заряд. Люди буквально распрямлялись, их лица начинали сиять, в глазах появлялся блеск. Что касается музыки 50-х годов, то на концерте прозвучала песня о Сталине «Чуть седой как серебряный тополь» на слова А.Вертинского. Ранее Харчиков ее не исполнял, а жаль. Если у предыдущих исполнителей песня выглядела типичным «ретро», то в энергичной версии Харчикова она приобретает современный смысл и кажется написанной недавно - и не о прошлой войне, а о нынешнем Сопротивлении.

Чуть седой как серебряный тополь
Он стоит, принимая парад,
Сколько стоил ему Севастополь,
Сколько стоил ему Сталинград?
И в седые холодные ночи,
Когда фронт заметала пурга,
Его ясные, яркие очи
До конца разглядели врага.

Александр Харчиков также поделился с собравшимися мыслями по поводу тревожных тенденций в определенной части патриотического движения - так называемой «монархической оппозиции». Он выразил сожаление, что эти люди «вместо того чтобы с красными патриотами объединяться против либеральных оккупантов ...вместе с либералами мажут грязью светлое советское прошлое». Аудитория ответила криками «Молодец!» и «Правильно!», что лишний раз доказало - в зале собрались настоящие патриоты. Финальной песней Харчикова стала «Моя Родина - Советский Союз». Пока она звучала - около трех минут - зал стоял и аплодировал в такт.

В концерте также приняли участие упомянутый выше Игорь Ковалев (москвичам будет интересно узнать, что помимо «Был бы Сталин живой» он поет и другие песни), исполнитель песен Сопротивления Роман Иванов, историк Игорь Пыхалов, главный редактор радиогазеты «Слово» Вячеслав Суворов, представители РКРП. Но общий тон, заданный Харчиковым, оставался неизменным. Мероприятие вполне оправдало название «Песни Сопротивления», под которым рекламировалось.

Сравнение получается не в пользу Москвы. Что же делать? Приходится признать, что триумфальный успех ленинградского концерта оказался возможным только благодаря таланту Александра Харчикова - и как автора-исполнителя, и как организатора. Пока он там, а не здесь, Москве вряд ли удастся воспроизвести ленинградские образцы в сфере патриотического искусства.

Независимый обозреватель

`
ОГЛАВЛЕНИЕ
АРХИВ
ФОРУМ
ПОИСК
БИБЛИОТЕКА
A4 PDF
FB2
Финансы

delokrat.ru

 ABH Li.Ru: sokol_14 http://www.deloteca.ru/
 nasamomdele.narod.ru


Rambler's Top100