газета 'Дуэль' N 39 (437) 
27 СЕНТЯБРЯ 2005 г.
МОРИСУ ДРЮОНУ ОТ ВЛАДИМИРА БУШИНА
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
БЫЛОЕ И ДУМЫ
ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
ОТДЕЛ РАЗНЫХ ДЕЛ
ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА И КУЛЬТПАСКУДСТВО
ИНФОРМАЦИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

РУССКАЯ СОСТЯЗАТЕЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ

Идея написания этой статьи возникла после ознакомления с работой Горбунова Б.В. «Традиционные рукопашные состязания в народной культуре восточных славян ХIХ - начала ХХ века». Это - диссертация по этнологии, изданная отдельной книгой. Работа посвящена широко бытовавшей у русских, украинцев и белорусов, но мало изученной традиции устраивать состязания в рукопашном противоборстве без оружия - борьбе и кулачном бою. Исследованы древние корни, прослежены пути эволюции этого явления культуры, различные стороны его социального функционирования, распространения в ХIХ - начале ХХ века. Я не буду пересказывать работу Горбунова, а буду ее использовать как задатчик тем для разговора.

Горбунов приводит правила, по которым проходили кулачные бои. Главные их положения сводились к следующему:

а) биться «по любви», не иметь «сердца» (злобы) на противника;

б) лежачего не бьют;

в) не бить сзади;

г) «закладок» (тяжелых предметов, увеличивающих силу удара. - Б.Г.) в руки не брать;

д) не бить ногами;

е) «мазку» (на ком кровь) не бьют;

ж) не бить с подножкой, не захватывать тело, одежду противника.

Также он отмечает, что, в отличие от восточных народов, русские в состязаниях не бьют ногами.

А теперь разберемся с вопросом, почему в рукопашных состязаниях русские кулаками били, а ногами нет. Обычно делаются ничем не обоснованные заявления о том, что не били, потому что ногами бить не умели. Я называю эти заявления ничем не обоснованными потому, что люди, их делающие, этот вопрос специально не изучали и о русское боевой традиции никакого понятия не имеют, т.е. говорят о том, чего вообще не знают. Этим людям надо было бы обратить внимание хотя бы на следующее: в правилах кулачного боя запрещались удары ногами; зачем запрещать то, чего не умели - раз запрещали, значит, было, что запрещать.

На самом деле поединки с использованием ударов ногами на Руси проводились, они не носили такого массового характера, как кулачные бои, поэтому и не попали в поле зрения Горбунова. Это были так называемые «договорные бои», или «бои по уговору», в этом случае участвовавшие стороны оговаривали правила поединка и если они решали, что ногами бить можно, то били по полной программе. Обычно такие поединки не были состязаниями с целью выяснить, кто сильнее или кто лучше, чаще всего их причиной был какой-то конфликт, который таким образом разрешался.

Можно говорить о том, что русские ногами не били, русские ногами убивали. На Руси была и есть своя высокоразвитая техника боя ногами. В этой технике удар выполняется обутой ногой, такой удар в случае попадания приводил либо к тяжелой травме, либо к смерти. Я напомню одно из правил кулачного боя: биться «по любви», т.е. биться так, чтобы друг друга не уродовать. Поэтому удары ногами и были запрещены в кулачном бою. Из-за своей эффективности в деле поражения противника удары ногами на Руси приравнивались к применению оружия, ноги пускали в ход тогда же, когда и оружие, когда хотели уничтожить или покалечить противника, к бою «по любви» это, само собой, никакого отношения не имеет.

Это особое отношение к применению ударов ногами у русских сохранилось в уголовной культуре. Уголовная культура, а также армейская традиция в искаженной форме сохранила элементы традиционной мужской культуры. В российских тюрьмах и на «зонах» (за исключением «красных» и «беспредельных») принято придерживаться определенного свода правил поведения, регламентирующего абсолютно все, вплоть до «поединков» (хотя они считаются крайностью). Так вот, согласно этим правилам, ударить ногой можно только отнесенных к категории «гадов». Совершивший подобное действие по отношению к кому-либо не из этой малочисленной и живущей обособленно касты, рискует заиметь глобальные неприятности в стенах соответствующего заведения. Размахивание ногами в русской тюрьме «не катит». А причина тому та же. Как известно, на «зоне» не в кроссовках ходят, удар кирзовым сапогом - это почти наверняка травма, которая в тех условиях жизни может иметь очень серьезные последствия для здоровья.

Показателями потенциальных возможностей русского боя ногами являются русские народные танцы. Танцоры демонстрируют потрясающую технику владения ногами. Но все это, скажем так, косвенные доказательства существования у русских развитой техники боя ногами. Есть ли прямые? Есть, это традиционные русские воинские системы, сохранившие эту технику: Буза, система князя Голицина, Спас. Для сравнения, в каратэ известно два способа выполнения ударов ногами - это кеаге (выхлест) и кэкоми (толчок), а в Бузе, кроме этих двух, еще один. Итого три.

Техника ударов ногами в Бузе построена на принципах, отличных от используемых в восточных единоборствах. В чем разница? Это отдельный разговор, которому я планирую посвятить специальный материал. Возвращаюсь к работе Горбунова. Он пишет о том, как происходило угасание традиции: сначала исчезли кулачные бои и только потом - намного позже - борьба. Описывает сам процесс угасания: сначала перестали биться мужики, потом юноши, а уж потом и дети. Прочитав об этом, я вспомнил, как было у нас. Когда я был младшим школьником, кулачных боев у старших уже не было, но они были среди ребят моего возраста. Бои обычно устраивали старшие ребята. Я жил в центре села, к нам приходили с края. Старшие ребята обычно не дрались, они сводили «мелких», причем нас драться не заставляли, хотя было и такое, а тех, кто отказывался, потом «глумили». Дрались один на один и группами, всегда строго по правилам: в лицо не бить, лежачего не трогать, кровь пошла - не бить, в спину удары не наносить и т.д. За правилами следили старшие ребята. Это не был чисто кулачный бой, начинали с кулаков и переходили на борьбу; когда падали, внизу только боролись, старались положить на лопатки. В групповых боях, человек по 8-10 с каждой стороны, сначала строились «стенкой», а потом бились, как в «сцеплялке-свалке», только двумя командами, а старшие следили, чтобы все было по правилам.

Я помню, в то время даже в обычных драках мы строго соблюдали правила кулачного боя. Я до 4 класса школы не бил в лицо, просто не мог этого делать, потому что это было как табу. С 4 класса все изменилось. Горбунов пишет, что кулачные бои были элементами инициации, я, когда об этом прочитал, вспомнил случай, произошедший со мной в 4 классе. Тогда я повздорил со своим одноклассником, он мне врезал по зубам. Он был слабее меня, и я мог бы его прибить, но удар в лицо ввел меня в шоковое состояние, до этого никто меня специально в лицо из одногодок не бил и я тоже не бил. Помню, меня это очень сильно обидело; стою, слизываю кровь с губы и осознаю, что мое младшее детство уже закончилось, теперь я живу в другом мире с другими законами. Еще где-то сутки или двое шла у меня перестройка сознания, после чего я стал другим человеком, в морду стал бить совершенно запросто. Того парня я так и не побил, он успел вовремя попросить прощения.

С 4-го класса была уже другая возрастная группа, мы уже дрались по другим правилам. В лицо били, но драку сразу останавливали, если шла кровь. Было два способа драться: до первой крови или до сдачи. Обычно бились до крови, так было быстрее. Если дрались до сдачи, то это часто продолжалось до тех пор, пока кто-нибудь не разнимет, сдаваться никто не хотел. В этом возрасте лежачего ногами мы не били. Бить лежачего я стал где-то с 8 класса, когда мы стали участвовать в драках вместе с взрослыми. С 8 класса до армии это была уже другая возрастная группа. Тут тоже было типа инициации - жестокое мероприятие. Обычно это происходило так: во время очередной драки отлавливали кого-нибудь из «врагов» и заставляли инициируемого его избивать, «врагу» сопротивляться не давали. Такую «инициацию» проходили не все, а только те из своих, кто не проявлял активности в драках.

Если кулачную традицию я застал только в остаточном виде, то с борьбой было все по-другому, отход борцовской традиции происходил на моих глазах. Когда я был младшим школьником, у нас боролась вся доармейская молодежь, хотя, конечно, старшие боролись меньше. Зато они периодически устраивали соревнования среди младших, иногда сами участвовали. Когда я учился в 5 классе, старшие уже больше не боролись, считали это детской забавой, боролись ребята 12-13 лет и младше. Когда я заканчивал школу, боролись только младшие школьники, при этом не столько боролись, сколько возились. Хотя делали это довольно часто, обычно в сочетании с другими своими играми. А лет через 5 бороться перестали даже малыши, борьба прекратилась вместе с народными играми.

Из вышеприведенного материала, обратите внимание на три способа, в смысле правил, ведения драки в трех описанных мною возрастных группах. А теперь расскажу, как проходило становление спортивного рукопашного боя в нашей стране. Оно прошло также три этапа. Первоначально бои в спортивной рукопашке представляли собой сочетание техники кик-боксинга и самбо. После броска разрешалось только бороться, наносить удары по партнеру было запрещено. Затем в правила были внесены изменения. Разрешили удары руками в партере, бить ногами лежачего запрещалось. И наконец, появился армейский рукопашный бой, в нем разрешены любые удары всеми частями тела (кроме головы), броски и болевые приемы из самбо и можно совершенно спокойно, с небольшими ограничениями, бить лежащего как руками, так и ногами, т.е. русская драка в спортивном варианте.

Надеюсь, что читатели уже заметили, спортивный рукопашный бой в своем развитии прошел те же этапы, что и ранее мной описанные правила драки у русской молодежи. Что это такое? Можно сказать, что это сила традиции, а можно - это заложено в нас генетически. Спортивный рукопашный бой создавался в основном русскими, прошедшими школу восточных единоборств, в результате получилось очень русское спортивное единоборство, порода взяла свое.

Почему это произошло? В качестве пояснения приведу еще выдержку из книги Горбунова: «Привлекает внимание то, что такие состязания (рукопашные. - С.В.) представляют собой не изолированное явление, бытующее (или бытовавшее) только у отдельных народов, в той или иной мере они известны повсеместно, и в каждом случае обладают этническим своеобразием. Последнее неизбежно следует уже из известных исследователям этнических различий в элементарных двигательных действиях людей - способах ходьбы, прыжков, толкания, сжимании кулаков и т.п.». Это я привожу еще и для того, чтобы некоторые любители восточных единоборств, заявляющие, что прямой удар он и в Африке прямой удар и то, что у нас и у азиатов по две руки и по две ноги, поняли: мы с ними не только ходим, но и кулаки сжимаем по-разному. У каждого народа свое единоборство, соответствующее его природе. Именно поэтому в международных соревнованиях по бесконтактному карате-до наши спортсмены не имеют практически никаких успехов, так как в этих соревнованиях надо побеждать, строго следуя чуждой нам японской традиции. В контактном карате наши бойцы лидеры, потому что, хотя они и занимаются карате, на соревнованиях бьются, даже того не осознавая, по-русски. В качестве примера приведу отрывок из статьи «Двойной удар российского косики карате», опубликованной в журнале «Черный пояс», N1, 2000 г. Эта статья посвящена победам наших спортсменов в соревнованиях по косике карате. В этом виде карате, где бои проходят в полный контакт, россияне держат абсолютное первенство, выиграв все, что можно было выиграть. Итак, отрывок: «Ребята работали в нормальном ключе, достаточно агрессивно и целеустремленно. Судьи же из бесконтактного карате не понимают динамику таких действий, они привыкли только к прямолинейным одиночным ударам. Когда же наши ребята били круговые удары в голову, активно применяя комбинации, что декларируется международными правилами, - это вызвало негодование судей и присуждение штрафных баллов». Круговые удары для русских являются архетипичными, т.е. заложенными в нас генетически, поэтому русские бойцы-каратисты, несмотря на многолетнюю практику занятий карате, в экстремальной ситуации полноконтактных соревновательных боёв стали вырубать своих противников круговыми ударами.

Теперь хочу ответить на вопрос, почему бойцы, занимающиеся Бузой, не участвуют в соревнованиях вне своей системы. Буза - это не спортивное единоборство, это чисто боевая система, боевое искусство. Боевое искусство и спорт - это очень разные явления, каждое из которых живет по своим собственным законам. Часто то, что хорошо в боевом искусстве, не пригодно в спорте и наоборот. В Бузе существует запрет на сдерживание удара, т.е. обозначать удар нельзя, каждый удар должен доводиться до конца. В противном случае искажается и техника, и сама структура боя. Работают только голыми руками, потому что используется очень тонкая работа кистью, невозможная в перчатке. В Бузе как боевом искусстве основными целями для поражения на теле противника являются глаза, горло, пах, шея, суставы. Это те точки, воздействие на которые запрещено во всех видах спортивных единоборств. Техника Бузы оптимизирована для поражения именно этих целей, в этом и упражняются бойцы. Так в каких соревнованиях сможет принять участие бузник, если технику, которой он учился, применять запрещено? Можно заявить, что в «боях без правил», там разрешено почти все. Но даже в соревнованиях по «боям без правил» бьются босиком, а техника Бузы оптимизирована под удар ногой в тяжелой обуви. Если бузник сработает так, как его учат, для противника это закончится травмой или еще хуже. Нет таких открытых законных соревнований, в которых бузник мог бы выступить и работать по своей технике, по своей системе ведения боя. На это можно заявить: «Если вы такие крутые, выступите в «незаконных соревнованиях», завалите пяток, а лучше десяток восточников или других бойцов, вот тогда мы вам поверим, что Буза это не туфта, а боевое искусство». На это я отвечу следующее: «Ради чьего-то удовольствия во что-то верить или нет никто своих бойцов подставлять не станет, ведь соревнования незаконные и результаты в них такие же, плюс надо иметь дело с очень особенными людьми, это во-первых. Во-вторых, Буза это не просто боевое искусство, это православное боевое искусство и это очень серьезно. Никто, никогда не станет, даже ради престижа школы, посылать бойца на членовредительство, а возможно даже убийство, ведь ответственность за этот грех будет нести и тот, кто послал. Кроме того, что может воспитать в человеке участие или даже победа в таких соревнованиях? Только тщеславие и дурь, культивирование этих качеств чуждо нашей системе.

Но бойцы есть бойцы. Наши ребята очень хотели проверить свою систему во взаимодействии с представителями различных видов единоборств. Поэтому в 1996 году в Новосибирске было проведено открытое первенство по нашей борьбе, где были представители многих видов единоборств: бокса, кик-боксинга, боевого самбо, вольной и греко-римской борьбы, каратэ, джиу-джитсу, дзюдо. Соревнования проходили по следующим правилам: к эффективному действию, приносящему победу, приравнивался нокдаун, сбив дыхания, удушающий, болевой. Были запрещены броски за голову захватом двумя руками, болевые на пальцы, воздействие на глаза, волосы, укусы, царапанья, удары в горло, пах, локтем в голову по суставам (толчки можно). Бои проходили без защиты, в очень легких накладках на руки, прикрывавших только костяшки кулаков. В партере, если не было активных действий, сразу происходила остановка. Удары в партере разрешались. Из стойки можно было добивать ногами в корпус, руками везде. Бой длился четыре минуты, форма любая.

Результаты: из шести весовых категорий мы победили в четырех. В абсолютке выиграл классик (греко-римская борьба), в самой легкой у нас никто не выступал. Каждый второй бой заканчивался нокаутом или болевым. Самыми опасными противниками оказались самбисты.

Уровень участников соревнований был разный: от мастеров спорта, призеров России, до просто сдавших квалификацию. Наши люди хотели проверить свою технику, убедились в эффективности и успокоились, стали соревноваться среди своих.

Я описал некоторые лежащие на поверхности причины, почему бузники не участвуют в соревнованиях по «мордобою». Есть и еще одна, гораздо более важная причина. Ее я коснусь в другом своем материале, в котором постараюсь объяснить, почему Бузу я называю боевым искусством и что это вообще такое - боевое искусство. Абсолютное большинство людей, употребляющее это словосочетание, понятия не имеют о том, что это такое. Боевое искусство - это то, чему нельзя научиться, это можно получить только от своего учителя, и оно кому попало не раздается. Восток своего искусства не отдал. Отечественные мастера-восточники добились высоких результатов не столько благодаря помощи азиатов, сколько своему таланту, трудолюбию, умению собирать, анализировать и использовать информацию.

Большая часть того, что во всем мире изучается под названием восточные единоборства, ничего общего с боевым искусством не имеет. Да, собственно говоря, и хрен с ними, с восточными единоборствами, у нас есть мастера русских боевых искусств, носители традиции. Но обо всем этом будет отдельный, я постараюсь, чтобы он был достаточно подробный, разговор.

В.А. СКЛИЗКОВ,
Взято с: www.buza.ru

`
ОГЛАВЛЕНИЕ
АРХИВ
ФОРУМ
ПОИСК
БИБЛИОТЕКА
A4 PDF
FB2
Финансы

delokrat.ru

 ABH Li.Ru: sokol_14 http://www.deloteca.ru/
 nasamomdele.narod.ru


Rambler's Top100