газета 'Дуэль' N 36 (434) 
6 СЕНТЯБРЯ 2005 г.
ГРЯЗЬ ДЕМОКРАТА НА ЧЕЛЕ СОЛДАТА
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
БЫЛОЕ И ДУМЫ
ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
ОТДЕЛ РАЗНЫХ ДЕЛ
ПОЕДИНОК
ИСТОРИЯ
ИТАР-ТАСС
ДОЛОЙ УНЫЛЫЕ РОЖИ

ВО СЛАВУ РУССКОГО СОЛДАТА?

ДА - Э. ВОЛОДАРСКИЙ                                                                                                НЕТ - С. ТЮЛЯКОВ

Открытое письмо господину Бушину

Честно говоря, я зарёкся отвечать на подобные письма и огульные обвинения. Но тут уж очень много беспардонных обвинений и, главное, беспочвенных. Господин Бушин обращается к артисту Алексею Серебрякову, но косвенно - ко мне («ЛГ», N50, 2004 г.). Серебрякову себя упрекнуть не в чем, и его упрекать не в чем - он артист выдающийся и сыграл замечательно, на пределе душевных и физических сил, сыграл роль настоящего великого русского солдата. Наверное, потому и смотрели «Штрафбат» десятки миллионов в России, молодых и старых, потому, наверное, и такой успех у фильма. И, может, поэтому мне и домой, и на «Мосфильм» приходят сотни писем, в которых самые разные люди благодарят режиссёра, артистов и меня за «Штрафбат». Хотя, наверное, и не только поэтому...

Господин Бушин всё время отсылает меня к самым разным справочникам, где указаны наши потери на фронтах Великой Отечественной, отсылает к мемуарам Жукова, Рокоссовского и других наших славных маршалов. Дескать, там и написана правда о войне... Хочется спросить, а кто составлял в те времена эти справочники? Я должен верить справочникам, в которых данные о потерях сознательно занижались в пять-десять раз? Вы знаете, сколько ещё захоронений наших солдат в Белоруссии, в Польше, Румынии, Венгрии, где лежат останки сотен тысяч советских людей? Они попали в эти справочники? И как я могу верить Жукову, который пишет в своих мемуарах, что штрафных батальонов вообще не было? А Рокоссовский пишет: «Пятого июля сорок второго года в расположение нашей армии подошла 2-я штрафная бригада. Она будет использоваться в основном для разведки боем...» И дальше: «...Штрафники часто ходят за линию фронта и устраивают фрицам большой тарарам...» А вы знаете, господин Бушин, что такое разведка боем? Это когда бросали сотни солдат на минные поля, на сильно укреплённую оборону, чтобы выявить огневые точки противника. То есть бросали на заведомую смерть. Не знали? Или, может, такого не было? Вы пишете, что никогда не брали в армию уголовников и тем более политических. Побойтесь Бога, господин Бушин, хотя уверен, что вы и в Бога не верите. Если б верили, не писали бы подобное... Летом 42-го года положение на фронте было намного страшнее сентября-октября 41-го.Фронта как такового не существовало - танки Гудериана и Ферча свободно шли к Волге. И был приказ: «В местные бои не ввязываться. Прямое направление - Сталинград». Вот тогда и вышел приказ N 227 товарища Сталина, в котором во всех грехах, в трусости и малодушии был обвинён русский солдат. Заметьте, виноваты не генералы и маршалы, которые прошляпили всю первую половину войны, а солдаты. Недаром на фронте ходила поговорка: «Города сдают солдаты, а генералы их берут». Вот тогда и были созданы по приказу Сталина заградотряды... Вы пишете, что они совсем не стреляли. Смехота да и только! Для чего они тогда создавались? Чтобы по-отечески пристыдить отступающих? Пожурить и отправить обратно в атаку? И составлены эти заградотряды были из частей НКВД? Вы хоть знаете, сколько сотен тысяч людей служили тогда в НКВД? В действующей армии солдат не хватало; а в НКВД служили сотни тысяч бойцов, не воевали, а служили вдали от фронта! В Ваших справочниках ничего подобного не написано? А по Вашей логике, раз не написано, значит, ничего такого и не было. И почему это не брали в армию уголовников и политических? Когда на фронте катастрофически не хватало солдат? Когда почти вся Европейская часть Советского Союза к осени 42-го была под немцем, а именно эта территория была главным поставщиком солдат. Вы пишете «не брали», а я читал инструкцию (секретную, в архивах КГБ), где чёрным по белому было написано «допускаются добровольцами: с пятьдесят восьмой статьёй (все пункты) - срок не выше двенадцати лет, уголовники - срок не выше пятнадцати лет».

В Ваших справочниках указано, сколько всего было штрафных батальонов и штрафных рот? У Жукова указано? Или в мемуарах других маршалов? В конце нашего сериала идёт мартиролог-перечень штрафных батальонов и штрафных рот. Он далеко не весь. Если пустить на экране полный перечень, то понадобится полчаса, если не больше, экранного времени. Штрафбатов было 897 и больше тысячи штрафных рот. И список этот только недавно был напечатан в журнале «Сержант».

Вы ссылаетесь на мемуары маршалов и всяческие справочники, составлявшиеся под бдительным оком цензуры, а во мне живут рассказы фронтовиков, с которыми я жил всё своё детство и юность. Я помню их лица, помню их голоса. Я выпивал с ними часто, с безрукими и безногими. И только слушал людей, изливавших боль души. И рассказы эти совсем не такие, как рассказывают маршалы в своих мемуарах. Я почти ничего не выдумывал - многие из этих рассказов и вошли в сериал «Штрафбат». И я верю этим искалеченным на войне людям, а не вашим справочникам и мемуарам. Потому что в них я видел, чувствовал правду о войне, ту страшную, в крови и земле, окопную правду. Кстати, условия жизни штрафников мало чем отличались от условий, в которых воевала регулярная армия. Та же грязь, те же вши, та же голодуха. И правда эта совсем не умаляет великого подвига наших солдат. Подчёркиваю, наших СОЛДАТ!

Эта правда говорит о той страшной цене, которую наш народ заплатил за Победу. Вам нравится отлакированная, красивая правда, а для меня такая правда страшнее лжи!

В моей семье погибли на фронте отец, двое дядьёв; тётка моя партизанила в Орловской губернии, откуда родом моя мать, была контужена, потеряла глаз, воевала, даже когда была беременна, и сына (моего двоюродного брата) родила во время боя, отчего он всю жизнь тяжело болел), и вот в конце жизни тётя Нюра получала нищенскую пенсию в 32 рубля. Не нравится такая правда, да? И про колоски, за которые мужика сажали на десять лет, - тоже не нравится? Я просто вижу, как Вас корёжить начинает от такой правды. А для меня - это кровь, боль и слёзы моих предков, миллионов советских людей, а значит, и мои. Я очень хочу, чтобы новые поколения русских людей знали эту правду, знали про штрафников, которых до сих пор никто не то что добрым, а вообще никаким словом не помянул... Вы походя оскорбили одного из лучших наших писателей Кондратьева, чьи повести о войне в те времена были обжигающей правдой. Кстати, Кондратьев воевал в окопах, а Вы где? Наверное, в штабе, поближе к генералам. Видимо, потому Вы так их любите? Я бы посоветовал Вам прочитать роман «Прокляты и убиты» великого писателя Виктора Петровича Астафьева, который тоже хлебнул сполна войны в окопах. Эта книга - одно сплошное обвинение таким «защитникам» нашей Победы, как Вы. Почитайте, может, тогда хоть что-нибудь поймёте о войне и о жизни. Астафьев прямо пишет в этой книге: «Мы войну выиграли мясом...» А вот эпизод из мемуаров Эйзенхауэра. Жуков и он приехали в Потсдам, только что взятый штурмом нашими войсками. Перед цитаделью всё поле было усеяно телами наших солдат. Эйзенхауэр был поражён этим видом, спросил у Жукова: «Зачем вы штурмовали Потсдам в лоб? Столько солдат погибли! Они через сутки сами сдались бы». На что Жуков улыбнулся и ответил: «Ничего, русские бабы ещё нарожают». Вот и вся правда, господин Бушин...

В Ваших справочниках или в мемуарах написано, сколько сотен тысяч ополченцев погибли, защищая Москву? Написано, что их бросали на танки с одной винтовкой на троих? Что полегло их в полях Подмосковья около шестисот тысяч? А Вы знаете, как в одном бою полегло сразу всё Подольское офицерское училище? В одном бою под танками погибли сразу полторы тысячи курсантов с командирами вместе! С винтовками - на танки! А кто считал сотни и сотни тысяч, устлавших своими телами всю Европейскую часть Советского Союза, Польшу, Венгрию, Румынию, Германию?

Теперь, что касается частностей. Могли рядовые оказаться в штрафбате, куда попадали только офицеры? А почему нет? По инструкции не положено? А кто в мешанине и горячке беспрерывных боёв разбирался, где рядовой штрафник, а где офицер-штрафник? Воюют ведь не по инструкциям, а воюют на войне! Ещё можно определить даже на глаз, чья пуля; если человек стрелял в себя с близкого расстояния, пуля не успевала настолько деформироваться, чтобы нельзя было определить. Это мне тоже рассказывали бывшие штрафники. Ещё. По-Вашему, особист, изображённый в сериале, - зверюга, а по-моему, нормальный особист, который рьяно исполняет свою службу и выполняет задачи, которые перед ним поставлены начальством, и честный человек, и совсем не трус, и честно ненавидит уголовников и политических, потому что они для него - враги народа. Так его учила партия! Вы хоть знаете, что многие комбаты штрафных батальонов погибали не от немецких пуль, а от своих. Если он не мог наладить отношения со штрафниками, если не умел заставить себя уважать, при первой же атаке он получал пулю в спину. Вот почему для таких офицеров и жалованье было значительно выше, чем в регулярной армии, и срок службы шёл в три зачёта. В Ваших справочниках об этом написано? А Вы знаете, что штрафник должен был при первом же ранении получить реабилитацию, погоны и ордена? Но есть маленькое «но». Бумаги о реабилитации шли по инстанциям по месяцу, а то и по два, а штрафник между тем продолжал воевать в штрафбате и очень часто погибал, не дождавшись бумаги о прощении и восстановлении в правах. К чему я всё это пишу? Да к тому, что война эта была намного сложнее, чем Вы пытаетесь представить её другим. И плохие оказывались хорошими, хорошие - плохими, и трусы становились героями, а герои - трусами. Вспомните у Солженицына в «Одном дне Ивана Денисовича» заключённого, бывшего Героя Советского Союза! И очень-очень часто было так. Воевали мясом, кровью, а не умом и военными знаниями. Сложно всё было, очень сложно. Значит, в этих сложностях и надо разбираться, а не отвергать их разом - не было ничего такого и - баста! У Вас такая точка зрения? Ну и Бог с Вами. У меня и у режиссёра Николая Досталя, снявшего этот фильм, и у продюсера Владимира Досталя (великое ему спасибо, что дал денег на этот сериал) - другая точка зрения.

Для Вас, господин Бушин, это уголовники и политическая нечисть, а для меня - русские люди, хорошие и плохие, храбрые и не очень, с часто путаным тёмным прошлым. Но когда они поднимались в атаку, когда шли на верную смерть, когда отвоёвывали «наши пяди и крохи», прошлое их уходило в небытие, исчезало, они воистину становились защитниками своей Родины, и души их очищались и преображались, являлись святыми! И в памяти будущих поколений они должны оставаться героями. Они и изображены в «Штрафбате» героями. Вот такая правда, господин Бушин, без справочников, мемуаров и консультантов. Мы делали картину во славу русского солдата, и те миллионы, которые смотрели весь сериал до конца, с нами согласны. Я об этом могу судить по количеству звонков, писем на телевидение, «Мосфильм», режиссёру и мне...

P.S. «Литературная газета» заканчивает обсуждение телефильма «Штрафбат» и связанных с ним проблем исторической правды о Великой Отечественной войне.

Но вот что хотелось бы сказать по существу развернувшейся полемики. Претензии В. Бушина к фильму не учитывают того простого обстоятельства, что речь идёт о художественном произведении, а не об историческом документальном исследовании. А у произведения искусства свои законы. И то, что в реальности встречалось в исключительных случаях, представляет особый интерес для художника. И нельзя его за это осуждать. Потому что его право выбирать те ситуации и тех героев, которые дадут ему возможность создать впечатляющую работу.

Но при этом художнику надо помнить, что война была событием столь грандиозным и трагическим, что всей правды о ней не дано знать и выразить никому. Война не укладывается в несколько горьких слов, пусть даже сказанных большим писателем, который хлебнул своё лихо на фронте...

И вот о чём следует не забывать всем нам - сегодня Победу наших отцов пытаются у нас отнять, призывая мир не участвовать в праздновании её 60-летней годовщины. Потому долг каждого из нас встать на защиту победителей. И в этом должен быть главный смысл самых горячих споров о том, как это было на войне...

 

А во славу ли?

Автор сценария телефильма «Штрафбат» драматург Эдуард Володарский утверждает в своем письме «Во славу русского солдата», что фильм имел успех (Письмо в «ЛГ», NN51-52).

Но острая полемика в СМИ говорит о другом. Успех есть, но скандальный! Ах, как красиво озаглавлено письмо и как пишет господин сценарист: «... я верю искалеченным на войне людям, а не вашим справочникам». Сказал бы он это там, где на 9 Мая собирается основная масса живых свидетелей войны - фронтовиков, т.е. на демонстрациях и митингах коммунистических и патриотических организаций. Ему бы там ответили, кто с угрозой и с кулаками, а кто и со слезами на глазах: «Дайте же нам спокойно умереть».

Право г-на Володарского не верить советским справочникам, но есть и зарубежные, которые опровергают низкопробную ложь сценариста «Штрафбата». Например. Он пишет, что маршал Жуков и генерал Эйзенхауэр приехали в Потсдам, только что взятый штурмом нашими войсками. Перед цитаделью все поле было усеяно телами наших солдат. Эйзенхауэр, как пишет Володарский, «был поражен этим видом» и спросил Жукова: «Зачем вы штурмовали в лоб? Столько солдат погибло, немцы через сутки сдались бы сами?» На это Жуков улыбнулся и ответил: «Ничего, русские бабы еще нарожают».

Г-н сценарист ставит под сомнение умственные способности читателей «Литературной газеты». Жуков и Эйзенхауэр впервые встретились лишь 5 июня 1945 года в Берлине при подписании «Декларации о поражении Германии и взятия на себя верховной власти правительством четырех союзных держав». До этого американский генерал, как Верховный главнокомандующий войск союзников не был в Берлине, его штаб находился далеко, в городе Реймс, Франция. Он не приехал в Берлин даже 8 мая 1945 года на принятие капитуляции от генерал-фельдмаршала Кейтеля, прислав своего заместителя британского маршала авиации Теддера, считая эту церемонию актом капитуляции Германии, но уже советскому командованию. (Ранее союзники приняли капитуляцию от других представителей германского Верховного командования в городе Реймс.)

В телепрограмме «Момент истины», за два месяца до своей кончины замечательный наш актер и кинорежиссер Евгений Матвеев с болью в сердце воскликнул: «Дайте нам спокойно умереть», - после увиденного им клеветнического телесюжета о войне. Почему в «Штрафбате», как в поддельном игровом барабане, выскакивают одни лишь черные шары? А где белые? Работает крайне избирательная система. Почему это происходит именно в наши дни? Редакционный постскриптум «ЛГ» к письму господина Володарского кое-что разъясняет. Читаем в газете, что «Штрафбат» - художественное произведение, а не историческое документальное исследование. У произведения искусства свои законы. Исключительные случаи, которые реально встречались - для художника особо интересны. И нельзя его за это осуждать. Право художника выбирать те ситуации и тех героев, которые дадут возможность создать «впечатляющую работу».

Вот так! В «Штрафбате» много «впечатляющей работы». Один штрафник из «паханов» (за ним два убийства) перед первой своей постельной близостью с молодой женщиной спрашивает ее: «У тебя, кроме наших, фрицы были?» Она без заметного смущения отвечает: «Один был». А ее сын-подросток как-то радостно добавляет: «Дядя Курт приносил нам колбасу и конфеты». Кто эта женщина? Неясно. Вдова или солдатка? Она что, без боязни услышать - «немецкая подстилка», приходит в расположение части, где может быть особист, и где ее сына могут избить деревенские ребята.

Всякое было в оккупации: наши женщины шли с презрением к немцам из-за голода, скрывая свой грех. В фильме все без сокрытия - обыденно и просто. Авторы неумело пытаются «сотворить» нечто другое, как бы «новое прочтение истории»... На деле - «слепили» фальшивый и непристойный облик русской женщины! Конечно, это не такая «впечатляющая работа», как в украинском фильме о гетмане Мазепе, где царя Петра I изображают извращенцем-педерастом. Он в гневе заваливает офицера на стол и в присутствии многих и собственной жены оголяет у офицера ягодицы и... «Режиссеру таким видится образ царя», - опустив глаза, скажет приехавший в Россию на кинозаработки известный украинский актер, народный артист СССР Богдан Ступка, снимавшийся в этом мерз-ком русофобском фильме. «Увидел через 300 лет! Ему место в сумасшедшем доме», недипломатично отреагировал посол РФ на Украине Виктор Черномырдин.

Оправдываясь, господин Володарский призывает на помощь авторитетные, на его взгляд, цитаты из «перестроечной» прозы Героя Социалистического труда, дважды лауреата Госпремии СССР, а также Госпремии РСФСР имени Горького, народного депутата и т.д., ныне покойного писателя-фронтовика Виктора Астафьева: «Мы выиграли войну мясом и кровью, а не умом и военными знаниями». Все было в той страшной войне, в том числе ум и знание, поэтому и победили! Следует напомнить, что Виктор Петрович Астафьев негативно и даже злобно оценивал фронтовую деятельность комиссаров и политруков. Мои два дяди-политруки без вести пропали на войне. Попади Астафьев в плен, его бы после зловещей команды: «Коммунистен, политкомиссарен унд юден» не вывели на расстрел. На рукаве его шинели или гимнастерки отсутствовали звезды политрука (или след от них), он не был и коммунистом!

«Сложно все было на войне, очень сложно. Значит, в этих сложностях и надо разбираться, а не отвергать их разом», - пишет господин Володарский в письме. Вот именно разбираться, господин драматург. «Лопухнулись», - скажет мне молодой историк о Вас, Эдуард Яковлевич, - «вот и несете Вы чепуху о мешанине в горячке боя», то есть о совместном пребывании командного и рядового состава в штрафбате. За мешанину самих трибунальщиков отправляли в штрафбаты.

Не одни наши генералы «прошляпили», выражаясь терминами известного драматурга Володарского, первую половину войны. А кто быстро уступил Гитлеру континентальную Европу вместе с Парижем? Германский вермахт был в то время объективно сильнее войск союзников и Красной Армии не по количеству войск, а по их качеству. Это отдельная тема. Я полагаю, что 5-10 лет назад идея о таком антиисторическом, а точнее лживом фильме не могла родиться в извилинах мозга господина Володарского - много еще было живых фронтовиков. Зная, что заградотряды не входили в состав войск НКВД (приказ Сталина N227 от 28 июля 1942 года), тем не менее г-н сценарист, в письме Вам, уважаемая редакция, продолжает это утверждать. Сегодня эта идея публично воплотилась на телеэкране.

А во славу ли русского солдата создали «Штрафбат»?!

`
ОГЛАВЛЕНИЕ
АРХИВ
ФОРУМ
ПОИСК
БИБЛИОТЕКА
A4 PDF
FB2
Финансы

delokrat.ru

 ABH Li.Ru: sokol_14 http://www.deloteca.ru/
 nasamomdele.narod.ru


Rambler's Top100