газета 'Дуэль' N 28 (426) 
12 ИЮЛЯ 2005 г.
БОРЬБА ЗА ОРДЕНА
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
БЫЛОЕ И ДУМЫ
ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
ОТДЕЛ РАЗНЫХ ДЕЛ
ПОЕДИНОК
ИСТОРИЯ
ИТАР-ТАСС
ДОЛОЙ УНЫЛЫЕ РОЖИ

ТВОРЧЕСТВО

...Человека, действия которого преимущественно определяются инсайтом, в дальнейшем будем именовать интуитивистом, с преобладанием же логического мышления - логицистом. В зависимости от превалирования того или иного, человек будет превоcходить животных в духовности, поднимаясь до уровня святости, или опускаться до состояния сатанизма, которому присущи каннибализм, стремление доставлять другим величайшие страдания и получать наслаждение от созерцания их.

Ещё в Древней Индии пришли к убеждению, что человек не может быть удовлетворен до тех пор пока не удовлетворен его разум. Но если сознание удовлетворяется кругом потребительских интересов, то инсайт устремлен к проникновению в запредельные сферы. Люди, пытающиеся ограничить себя интересами бытия, мятутся в поисках дела, отвлекающего от обыденщины. Плебеи Древнего Рима помимо хлеба требовали захватывающих зрелищ. Перед современными почитателями зрелищ раскрыт тысячекратно больший репертуар, но удовлетворены ли они?

Уничтожив конкурентов в лице палеоантропов и загнав их жалкие остатки в непроходимые дебри, болота и заснеженные горы на окончательное вымирание, человечество стало безраздельным обладателем короны «Властителей Природы» и строит жизнь по своей прихоти, себе и только себе в угоду, не останавливаясь ни перед какими издержками окружающего мира, но довольны ли люди достигнутыми за многие тысячелетия результатами?

Начнем с того, что, разочаровавшись во всем и во всех, ежегодно сотни тысяч кончают жизнь самоубийством. Второй способ ухода от сформировавшегося образа жизни - наркомания. Далее, между работой, бесчисленными заботами иногда наступают периоды, когда от всего этого надо отвлечься, просто расслабиться, но никакой праздник-не в праздник, если нет спиртного. Оно частично парализует наше слишком прагматичное сознание, помогает преодолеть скованность, делает беседу, игры непринужденными, более естественными, близкими тому, что мы наблюдаем в среде братьев меньших, у детей и еще в нецивилизованных племенах. Наша повседневность является для нас же безысходно постылой. Это обстоятельство интуитивисты понимали со времен глубокой древности, логицисты же не понимают и теперь.

Психиатр К. Юнг на склоне лет писал: «Я часто видел, как люди становились невротиками оттого, что довольствовались недостаточными или неправильными ответами на вопросы, которые им задавала жизнь. Они искали успеха, положения в обществе, удачной женитьбы, славы, но оставались несчастными и страдали от неврозов, даже достигнув всего, к чему так стремились. Эти люди страдают какой-то духовной узостью, жизнь их обычно бедна и лишена смысла. Как только они находят путь к духовному развитию и самовыражению, невроз, как правило, исчезает. Поэтому я всегда придавал столько значения самой идее развития личности».

Но вот, казалось, был найден способ избавления человека от душевных мук. Психиатр П. Карпов пишет: «Лицо,  хотя бы раз пережившее интуитивный творческий процесс, всецело подпадает под власть данного переживания, у него появляется жажда повторения, так как данный процесс создает условия, связанные с ощущением высшей радости, поэтому человек желает, чтобы он повторялся как можно чаще. Таким образом, творческий процесс обладает способностью инфекции, и человек, раз инфицированный им, приобретает в сознании своем вышеприведенную жажду повторения. Если этого повторения нет, то человеком овладевают мрачные мысли, недовольство становится постоянным его спутником, наконец, нарождается разочарование - человеку кажется, что он уже не способен ни на что высокое, что он не может творить». («Творчество душевнобольных». М. 1926).

Однако подобную тягу к повторению мы наблюдаем у алкоголика, наркомана, искателей телесных наслаждений, поэтому познакомимся с тем, что думают по этому поводу люди, избравшие творчество смыслом своей жизни и деятельности.

Р. Роллан: «Живет лишь тот, кто творит. Остальные - это тени, блуждающие по земле, чуждые жизни. Все радости жизни - радости творческие...».

А. Чехов: «Кто испытал наслаждение творчества, для этого уже иные виды наслаждений не существуют».

Л. Толстой: «Без творчества нет истинного наслаждения, нет такого, которое не соединялось бы со страхом, упреками совести, страданием...».

Как видим, наслаждение процессом и результатами интеллектуальной деятельности превалирует над физиологическими.

Л.Ф. АВИЛОВ

`
ОГЛАВЛЕНИЕ
АРХИВ
ФОРУМ
ПОИСК
БИБЛИОТЕКА
A4 PDF
FB2
Финансы

delokrat.ru

 ABH Li.Ru: sokol_14 http://www.deloteca.ru/
 nasamomdele.narod.ru

[an error occurred while processing this directive]

Rambler's Top100