газета 'Дуэль' N 27 (425) 
5 ИЮЛЯ 2005 г.
ТОГДА МЫ БЫЛИ СИЛЬНЕЕ
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
БЫЛОЕ И ДУМЫ
ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА
ОТДЕЛ РАЗНЫХ ДЕЛ
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА И КУЛЬТПАСКУДСТВО
ИНФОРМАЦИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

США И КИТАЙ

Влиятельный журнал «Каунтерпанч» опубликовал статью полковника в отставке Дэна Смита, в которой суммируются прогнозы ведущих экспертов относительно перспектив развития Соединенных Штатов Америки и Китая. Все основные экономические показатели указывают на то, что в ближайшем будущем эти страны будут развиваться в прямо противоположном направлении и что в конечном итоге конфликт между ними практически неизбежен. Вот что пишет Дэн Смит:

После Второй мировой войны США создали самую настоящую империю, построив ее на том, что все страны были должны им деньги. Под видом дружеских советов формально независимым государствам навязывались рекомендации заключать контракты с крупными американскими компаниями, а для финансирования этих проектов брать займы у таких международных организаций, как Всемирный банк или Международный валютный фонд. Но сумма этих займов и проценты, под которые они выдавались, были настолько высоки, что рассчитаться с такими долгами оказывалось практически невозможно, и единственный выход состоял в том, чтобы послушно следовать в фарватере американской политики и никогда не сердить своих вашингтонских хозяев.

Однако сегодня этой империи угрожает серьезнейшая опасность. Многие официальные лица и простые граждане других стран видят в Соединенных Штатах «слона в посудной лавке», а политику нынешней администрации рассматривают как разрушительную для той системы договоров и международных организаций, на которой было построено американское могущество. Для того чтобы убедиться в том, насколько это впечатление справедливо, достаточно обратиться буквально к нескольким экономическим показателям (все они приводятся по данным конгресса и министерства финансов США).

В период с января 2001 по июль 2004 г. доля ценных бумаг американского казначейства, находящихся в руках у иностранцев, возросла с 30% до 42%.

В период с сентября 2003 по сентябрь 2004 г. общая сумма принадлежащих иностранцам облигаций государственного займа США возросла с 1,46 до 1,86 триллиона долларов. Эта составляющая 400 миллиардов разница практически равняется дефициту государственного бюджета за 2004 год. Таким образом получается, что дефицит этот, по сути, финансируется ино-странными государствами, что, естественно, вечно продолжаться не может.

По данным министерства финансов, пять из семи крупнейших иностранных держателей американских государственных облигаций находятся в Азии. Япония (696 миллиардов) и Китай (167 миллиардов) занимают первые два места, а Южная Корея (62 миллиарда), Тайвань (58 миллиардов) и Гонконг (50 миллиардов) - пятое, шестое и седьмое соответственно. В совокупности эти страны владеют американскими государственными облигациями на сумму около одного триллиона (!) долларов.

Несмотря на то, что общая сумма находящихся в руках иностранцев государственных облигаций США в календарном 2004 году возросла, в декабре было отмечено резкое сокращение объемов покупки выпускаемых казначейством ценных бумаг за рубежом. Покупки иностранных центральных банков упали на две трети (с 21 до 7 миллиардов долларов), а объем приобретения этих ценных бумаг частными лицами сократился почти на 75% (с 32,8 до 8,4 миллиарда долларов).

В конце февраля 2005 г. центральный банк Южной Кореи объявил о своем намерении диверсифицировать свои валютные резервы, переключившись с доллара на евро. Такое же решение приняли и многие другие страны мира, что грозит американской финансовой системе самой настоящей катастрофой.

Трещины в основании американской империи проявляются не только в таких экономических показателях, как слабая валюта, рост государственной задолженности и гигантский торговый дефицит. Может быть, еще более симптоматичны результаты очередного международного опроса общественного мнения, который был проведен в декабре 2004 г. и в ходе которого почти 23 тысячи человек из 22 стран высказали свои взгляды относительно роли США и Китая в современном мире. Так вот, в 14 странах большинство населения считает, что Китай оказывает положительное влияние на международную обстановку, а Соединенные Штаты, напротив, считают положительным фактором только в шести странах, а в пятнадцати рассматривают их роль в мире как негативную.

Особенно значительной поддержкой Китай пользуется среди своих соседей и стран Тихоокеанского региона (исключение тут составляет только Япония). Многочисленные договоры, которые КНР заключила со своими соседями, свидетельствуют о том, что Пекину удалось успокоить страхи и подозрения большинства близлежащих государств. Наиболее ярко это проявляется в отношениях с десятью странами, входящими в блок АСЕАН. С его шестью государствами-основателями (Бруней, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Таиланд) Китай подписал договор, предусматривающий в числе прочего создание зоны свободной торговли, а с остальными входящими в АСЕАН странами подписан целый ряд договоров и соглашений, гарантирующих дружеские отношения и тесные торговые связи.

Большую активность Китай проявляет и на своих северных и северо-западных границах. Созданная в 1996 г. Шанхайская организация сотрудничества (в которую входят КНР, Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и присоединившийся к ним в 1991 г. Узбекистан) признала право Китая на полное возвращение Макао, Гонконга, Тибета и Тайваня, а также подписала ряд документов, в которых были намечены пути к решению спорных пограничных вопросов между всеми входящими в ШОС государствами.

Интересно, что большой интерес к вступлению в эту организацию выражают и Пакистан и Индия. Если это действительно произойдет, то больше всех от такого поворота событий выиграет Китай, поскольку это в значительной степени осложнит попытки американцев создать вокруг КНР «сдерживающее кольцо».

А в том, что Америка целенаправленно изолирует Китай и весьма настороженно относится к перспективам его развития, нет никаких сомнений. Достаточно посмотреть на то, какие попытки предпринимаются американцами для того чтобы не допустить отмены эмбарго на поставки оружия в КНР, принятого западноевропейскими странами после разгона студенческих демонстраций в 1989 г. Сами китайцы говорят, что «устаревшее» и «дорогое» европейское оружие им не нужно, но очень серьезную обеспокоенность в Вашингтоне вызывает тот факт, что в Пекин могут попасть такие технологические новинки, как система спутниковой навигации «Галилей». Не остаются незамеченными и многочисленные попытки китайских военных наладить сотрудничество со странами Южной и Латинской Америки, особенно с теми, которых лишили американской военной помощи за отказ освободить солдат США от ответственности перед Международным судом.

В дополнение к этому по-прежнему антагонистическими отношения между США и Китаем остаются в корейском и тайваньском вопросах. Сегодня у Америки нет возможности решить корейскую проблему военным путем, но при этом администрация Джорджа Буша-младшего делает всё возможное для того чтобы этот регион на границе Китая оставался постоянным источником потенциального конфликта. За последние полтора года резко возросла и напряженность в Тайваньском проливе, где китайские военно-морские силы регулярно проводят учения, в ходе которых отрабатывается захват острова.

И хотя эксперты считают, что в ближайшие годы военный конфликт между КНР и США возможен только в случае объявления Тайванем своей независимости «de jure», отношения между этими двумя государствами будут всё более и более напряженными. Индустриальный бум, который переживает сегодня Китай, и серьезные геополитические амбиции, реализация которых необходима для дальнейшего экономического развития, обещают ему весьма реальный шанс на занятие места «сверхдержавы XXI века». Америка, естественно, допустить этого никак не может. По крайней мере, без борьбы она своего доминирующего положения в мире никому не уступит.

Д. СМИТ

`
ОГЛАВЛЕНИЕ
АРХИВ
ФОРУМ
ПОИСК
БИБЛИОТЕКА
A4 PDF
FB2
Финансы

delokrat.ru

 ABH Li.Ru: sokol_14 http://www.deloteca.ru/
 nasamomdele.narod.ru


Rambler's Top100