газета 'Дуэль' N 6 (406) 
15 ФЕВРАЛЯ 2005 г.
ЗАКОННОСТЬ ИЛИ ПРИСЛУЖИВАНИЕ ВЛАСТИ?
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
БЫЛОЕ И ДУМЫ
НА ИЗРАИЛЬЩИНЕ
ДУШЕВНАЯ СТРАНИЦА
ПОЕДИНОК
ИСТОРИЯ
ИТАР-ТАСС
ДОЛОЙ УНЫЛЫЕ РОЖИ

КАРМАННЫЙ ЛИНКОР

27-тонную деталь с затопленного в 1939 году вблизи уругвайского берега немецкого карманного линкора «Адмирал граф Шпее» подняла интернациональная команда специалистов. Группа уругвайцев, аргентинцев и немцев в составе 50 человек извлекла из воды телеметрическую установку «Шпее», с помощью которой наводились его орудия. Эта деталь весит 27 тонн, длина - 10,5 м. В свое время ее считали чудом техники. Кроме того, впервые удалось сфотографировать целиком корпус лежащего на глубине 8 м линкора. Это большая удача, если учесть, что он затоплен в устье реки Ла-Плата. Вода там цвета кофе с молоком, прозрачной ее никак не назовешь.

В разряд «карманных» «Шпее» попал в связи с тем, что Германия после поражения в Первой мировой войне согласно Версальскому договору не могла иметь больше шести кораблей в классе линкоров. Кроме того, имелись ограничения по водоизмещению и калибру орудий. Карманные линкоры должны были выйти в море до вторжения в Польшу 1 сентября 1939 года.

«Шпее» отправился в поход 21 августа и, никем не обнаруженный, ушел в Южную Атлантику. 25 сентября был получен приказ о начале крейсерских операций. «Шпее» топил торговые суда. Британцы выслали несколько эскадр для борьбы с немецкими кораблями. Тяжелый крейсер «Эксетер» и легкий крейсер «Аякс», а также новозеландский «Ахиллес» столкнулись с «Шпее» возле огромного устья реки Ла-Плата, разделяющей аргентинский и уругвайский берега. По сути, это залив шириною в десятки километров.

Завязался тяжелый бой, который вошел в историю под названием «сражение на реке Ла-Плата». Немецкий линкор, пусть и карманный, превосходил по огневой мощи три корабля союзников вместе взятых. «Эксетер» получил тяжелые повреждения, едва не затонул и был вынужден выйти из боя. «Шпее» тоже досталось, но линкор сохранил хороший ход и способность вести огонь. Однако ему пришлось зайти в нейтральный порт Монтевидео. Капитан Ганс Лангсдорф намеревался устранить полученные в бою повреждения и похоронить погибших. Уругвайцы разрешили трехдневную стоянку.

Версий о том, почему потом «Шпее» не пошел на прорыв в Атлантику из Ла-Платы, специалисты и историки предложили достаточно. По одной из них, Лангсдорф поверил в распространенные англичанами в Монтевидео слухи о том, что немцы заперты в устье реки подошедшими британскими линкором и авианосцем. Как бы там ни было, Лангсдорф вечером 17 декабря 1939 года вывел «Шпее» из Монтевидео. В 4 милях от берега линкор был взорван, горел несколько дней и, наконец, затонул. Все 1100 человек команды спокойно добрались до Буэнос-Айреса. Командир корабля Ганс Лангсдорф выстрелил себе в висок 20 декабря в отеле аргентинской столицы. Часть команды затем всякими правдами и неправдами вернулась на родину и вновь воевала. Другая «затерялась» в Аргентине. Некоторые немецкие моряки, например, осели в центральной провинции Кордова. Там до сих пор варят прекрасное пиво.

В 1997 году группа уругвайцев и британцев подняла на поверхность 8-метровую пушку со «Шпее» весом 3,5 тонны и часть другого орудия. Таким образом, телеметрическая установка стала самой большой извлеченной из воды деталью линкора. Сделавшая это команда сейчас всерьез изучает возможность поднятия 182-метрового «Шпее» целиком.

Ганса Лангсдорфа историки считают настоящим военным моряком. К фашистам его никто не причисляет. Пусть и недолго, но он воевал, соблюдая неписанный морской кодекс. Нацелив на очередную жертву огромные орудия линкора, капитан требовал от команды покинуть корабль и терпеливо ждал, пока вся она не погрузится в спасательные шлюпки. Снаряды Лангсдорф не тратил. Корабли топили, предварительно заминировав их. Всего повстречаться со «Шпее» «посчастливилось» девяти торговым судам. Моряки с них на шлюпках беспрепятственно уходили к ближайшему берегу. Командный состав доставлялся туда же на борту линкора. Часть британцев из этой группы присутствовала на похоронах членов команды «Шпее» как в Монтевидео, так и в Буэнос-Айресе. Некоторые историки уверены, что Лангсдорф сознательно дал уйти «Эксетеру». Он не стал добивать английский крейсер, хотя имел для этого все возможности. Вторая мировая война еще не превратилась в кровавую мясорубку, и противники проявляли благородство. Последующие события заставили забыть об этом.

Павел КУЗНЕЦОВ

`
ОГЛАВЛЕНИЕ
АРХИВ
ФОРУМ
ПОИСК
БИБЛИОТЕКА
A4 PDF
FB2
Финансы

delokrat.ru

 ABH Li.Ru: sokol_14 http://www.deloteca.ru/
 nasamomdele.narod.ru

[an error occurred while processing this directive]

Rambler's Top100