газета 'Дуэль' N 47 (395) 
28 НОЯБРЯ 2004 г.
ПРОТАСКИВАЯ ЭЛИТОКРАТИЮ
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
БЫЛО И ДУМЫ
ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
ПАЛАТА НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ, N 6
ФАКУЛЬТЕТ ПОЛИТОЛОГИИ
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА И КУЛЬТПАСКУДСТВО
ИНФОРМАЦИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

КАК ТРАТЯТСЯ ДЕНЬГИ

По роду основной профессии я имел касательство и сохраняю интерес к разработкам отечественной оборонки в части ее аэрокосмического компонента. В частности, я представляю, как у нас обстоят дела с разработкой такого перспективного проекта, как малые беспилотные летательные аппараты (МБПЛА).

Ну, понятно, у американцев есть серийная система Predator и еще набор вариаций меньшего размера в стадии НИОКР разной степени готовности. Понятно, что нам этот Predator никто не продаст, а содрать самостоятельно его вряд ли получится из-за катастрофического технологического отставания (даже несмотря на то, что сам по себе Predator тоже изрядно устарел). И вот много лет соответствующие НИИ тратят и тратят деньги на разработку собственного аппарата:

Комплекс и ДПЛА

Головной исполнитель по ДПЛА

Примечание

Фронтальный комплекс «Строй-Ф» с ДПЛА «Коршун»

КБ Туполева

Комплекс был похоронен перестройкой, конверсией и реформами. Правда, говорят, что сам ДПЛА «Коршун» летал уже в 90-х годах.

  

Армейский комплекс «Строй-А» с ДПЛА «Дятел»

 

ОКБ спортивной авиации, г. Казань

Позднее выяснилось, что для решения всего спектра задач комплексу нужны два ДРЛА: один - скоростной ДПЛА «Дятел-1», другой - сравнительно тихоходный «Дятел-2». В 1984 году головная роль по комплексу «Строй-А» была передана Рыбинскому КБ «Луч», где следы комплекса благополучной затерялись.

  

 

Полковой (дивизионный) комплекс «Строй-П» с ДПЛА «Пчела-1»

 

 

КБ Яковлева

Единственный успешный комплекс ДПЛА советского периода. По субъективным причинам фактически были разработаны два поколения комплекса «Строй-П» с разными ДПЛА «Пчела». При внешнем сходстве наземного пункта дистанционного управления и ДПЛА, их аппаратурное устройство совершенно различно. В обозначениях можно запутаться. Лучше говорить «старая» и «новая» «Пчела», или «старый» и «новый» комплекс «Строй-П». Государственные испытания комплекса «Строй-П» завершены летом 1990 года. Комплекс только в 1997 году был принят на вооружение Российской армии, предварительно доказав свою полезность в первой чеченской кампании 1995-1996 гг.

Работы только по этим трем комплексам велись с 1982 года (а с учетом НИР - еще с 70-х). Денег потрачено - море. Результаты вы видите в таблице.

Однако, если взглянуть на скромную Японию, никак не связанную поправкой Джексона-Вэника, обнаружится, что там фирма Yamaha (видимо, малоизвестная нашим техническим специалистам) еще с 1988 года открыто продает беспилотные робогеликоптеры R-50 и R-MAX, технический уровень которых отличается от нашего «секретного» беспилотника «Пчела» примерно так же, как автомобили Lexus от ручной угольной тачки.

Японский аппарат Yamaha R-MAX сейчас стоит около 30.000$ в версии с GPS автопилотом (R-50 еще дешевле), работает на автомобильном бензине и может запускаться дистанционно с любой горизонтальной площадки 3х3 метра размером. Максимальное полетное время R-MAX - полтора часа, полезная нагрузка 27 кг при собственной массе около 50 кг (R-50 поднимает соответственно 15 кг при собственной массе около 30 кг). GPS автопилот R-MAX позволяет аппарату автоматически стабилизироваться в любой точке пространства с точностью около 1 метра по всем координатам. Для транспортировки аппарата достаточно обычного фургона типа нашей «Газели» или прицепа к легковому автомобилю.

Существуют и версии R-MAX с автономным управлением - умеющие летать по заданному маршруту и даже садиться без участия оператора. Ямаха продала таких аппаратов более 1200 штук, причем их цена настолько низка, а эксплуатация проста, что в Японии их широко используют для опыления рисовых полей ядохимикатами - вместо стандартной сельхозавиации. Кроме использования для внесения ядохимикатов на поля, R-MAX достаточно широко применяется спецслужбами (например, ФБР США) для дистанционного наблюдения за неподвижными и движущимися объектами (типичный комплект оборудования - 3 цветные телекамеры, из них одна поворотная). Известны примеры использования этих аппаратов в геодезии - начиная от исследования жерла действующего вулкана в Японии и кончая составлением рельефной карты местности в месте крушения самолета в США (для этих работ в комплект оборудования был добавлен точный лазерный высотомер, а автопилот научили летать по специальной траектории). Эту платформу широко используют при исследованиях НАСА (ибо зачем строить свою платформу, когда доступна отличная готовая) и институт Карнеги-Меллона (последний известен своими наработками по автономным боевым машинам в рамках программ DARPA).

Сравним с отечественным аппаратом «Пчела-1»:

Комплект системы - наземный пункт дистанционного управления, совмещённый с пусковой установкой на шасси гусеничного десантного бронетранспортёра БТР-Д, машина эвакуационно-технологическая на шасси ГАЗ-66 и машина технологическая на шасси Урал-4320. При этом эти три большие машины могут везти не более 1-2 аппаратов Пчела-1, для перевозки дополнительных МБПЛА нужны дополнительные грузовики. Сам аппарат запускается с катапульты, с использованием двух одноразовых пороховых ускорителей, а возвращается на парашюте. Нормированная кратность запусков - 5. То есть после пяти запусков аппарат приходит в негодность. Если бы такое было у Ямахи - ее конструкторы сделали бы себе харакири, а аппарат никогда не пошел бы в серию.

В качестве полезной нагрузки «Пчела» несет единственную черно-белую телекамеру плюс инфракрасный сканер. При этом точность определения координат объекта - несколько сотен метров (у Ямахи с GPS - единицы метров по ТВ каналу и менее 1 метра по каналу лазерного высотомера). При этом камера «Пчелы» хотя и может поворачиваться - но на весьма ограниченные углы, в то время как у Ямахи поворотная камера имеет круговой обзор. Насколько это преимущество существенно (особенно для геликоптера, который может сам поворачиваться в любую сторону) - вопрос отдельный, но в любом случае чем больше подвижность камеры, тем лучше.

Особенностью российского аппарата «Пчела» является практическая невозможность пилотирования оператором вне визуальной видимости (по картинке с видеокамеры) - все попытки ручного дистанционного управления на испытаниях едва не приводили к катастрофе аппарата, поэтому в реальном использовании «Пчела» летает только по программе. Что характерно - Ямаха подобных проблем не испытывает, более того - ее автопилот стабилизирует аппарат без участия оператора и удерживает его в заданной точке, автоматически парируя возмущения воздуха, ветер и т.д., поэтому управляемый полет вне прямой видимости не представляет проблемы.

Как справедливо указывает главный конструктор БПЛА Н.В. Чистяков (НПКЦ «Новик»), для старта «Пчела-1» применяются одноразовые пороховые ускорители, совершенно неприемлемые для гражданской эксплуатации, и, кстати, очень дорогие, а парашют этого аппарата требует сушки и укладки с помощью специального оборудования после каждой посадки ДПЛА. Основная же причина неприемлемости комплекса «Строй-П» для гражданской эксплуатации заключается в низкой кратности применения одного летательного аппарата.

Забавна аберрация мышления типичного оборонщика - для гражданки, значит, аппарат получается очень дорогим в эксплуатации, а для военных, типа, и так сойдет, деньги ведь государственные, несчитанные.

Вот что указывает Эля Петровна Лукашева (в 1978-1990 гг. ведущий конструктор НИИ «Кулон» по летным испытаниям комплекса «Строй-П»): «Основными недостатками «Строя-П» (комплекс с аппаратом «Пчела») являются невысокая надежность радиолиний управления и недостаточная точность измерения координат целей. Настоящим проклятием комплекса является поршневой двигатель «Пчелы». Он очень капризен при запуске; даже после августовской ночи для утреннего запуска необходим подогрев. Технология, по которой изготавливались блоки радиолинии, устарела еще к моменту постановки комплекса на опытное производство и в настоящее время является реликтовой. Непонятно, как производить блоки радиолинии, если будет принято решение о тиражировании комплекса.»

«Реликтовые технологии, устаревшие еще к моменту постановки на опытное производство», и безумно капризный мотор (да уж - не Yamaha, мотор скутера которой у меня заводится даже зимой в одно касание кнопки стартера) - это, к сожалению, типичный портрет российской «оборонной» техники.

И, кстати, все отечественные БПЛА - самолеты. Геликоптеров (как Ямаха) среди них нет. Велись некие работы по созданию беспилотного геликоптера в КБ Камова, но кончились они тем же, чем и обычно, - деньги разворованы, результата нет. А ведь преимущества геликоптера для ближней разведки и РЭБ очевидны любому специалисту.

Посчитаем ценники:

- Перспективный ДПЛА ГрАНТ (он намного дешевле «Пчелы») - 1.000.000 руб. (при партии до 10 шт.)

- Пусковая установка ДПЛА ГрАНТ (на базе УАЗа) - 1.200.000 руб. (при партии до 10 шт.)

- ИТОГО: 2.200.000 руб. (75.000$)

В принципе, недорого. Но Yamaha R-MAX-IIG стоит 30.000$, а УАЗ для ее транспортировки - 6.000$. Более чем вдвое дешевле. При этом вполне очевидно, что кратность запусков для Ямахи очень велика - заведомо больше, чем для ГрАНТа с немецким по сути авиамодельным мотором 3W (моторесурс 3000 часов - неплохо, но двигателисты Ямахи хохотали бы до упаду).

Теперь задайте себе вопрос, какова квалификация людей (так называемых «разработчиков»), если они не знают о существовании подобных Yamaha R-Max готовых аппаратов? Владеют ли они своим предметом? Неужели нельзя просто купить R-MAX и, дополнив отечественным специальным обрудованием (например, заменив ему открытый радиоканал на закрытый и установив инфракрасные камеры), использовать в военных целях?

Зачем было городить чудовищное удолбище (это я про «Пчелу»), принципиально ненадежное, как все радиоуправляемые системы с отечественной электроникой, тратя на это столько денег, что хватило бы обеспечить всю армию R-MAXами на пятьдесят лет вперед? А потом еще тратить огромные деньги на эксплуатацию этого чудовища о трех машинах и двух пороховых зарядах - вместо того, чтобы просто заливать автомобильный бензин и нажимать кнопку электростартера?

Я думаю, вы все знаете ответ. Генералам надо же на что-то строить дачи, а главным конструкторам - менять надоевшую Волгу на Мерседес. И нет лучшего способа списать деньги, чем потратив их на никому не нужный НИОКР...

Вот и товарищ Н.В. Чистяков соглашается: коррупция - бешеная! Но таких «главных» волгомерседесовских конструкторов, естественно, единицы. Я их всех знаю. Они ничего за свою жизнь не создали, но вместе с «заказчиками» украли всё. Вообще всё, что выделялось на ДПЛАстроение. Только за русские ДПЛА они отвечать не могут, так как ни одного комплекса сделать не смогли. Тут не только деньги нужны. Тем более, что деньги украдены.

Эх, кто бы спорил, что не только деньги нужны, что без мозгов и опыта ничего не получается - только не я. Спору нет, отечественные ДПЛА/БПЛА нужно разрабатывать и делать у себя, зависимость от импорта - губительна. Но тут получается абсолютно то же самое, что и с автомобилями - никакой гений не может перепрыгнуть общее технологическое отставание страны, особенно если это не нужно тем, кто делает на этом деньги.

Не удержусь и еще процитирую Элю Лукашеву: «Каждый заказчик считает, что разработка, проведенная по договору с ним, является его интеллектуальной собственностью, а каждый главный конструктор искренне полагает, что он может все. В итоге разработки исчезают в архивах, а коллективы инженеров занимаются решением давно решенных другими проблем. Общенациональная задача остается при этом просто незамеченной (более того, само признание факта существования общенациональной задачи считается неприличным).

Келейность разработок обусловлена устойчивыми связями заказывающих ведомств с некоторыми «придворными» фирмами (причем вовсе не обязательно занимающимися ДПЛА). Ни о какой конкуренции между ДПЛА и традиционными направлениями или между различными школами техники не может быть и речи. Более того, заказывающим ведомствам никакая конкуренция и не нужна.»

Вопросы есть? Вопросов нет.

В.В. Федоров,
из статьи «Скромное очарование отечественного автопрома»
http://ford.h11.ru/content/POL/pol_sovkoprom.htm

`
ОГЛАВЛЕНИЕ
АРХИВ
ФОРУМ
ПОИСК
БИБЛИОТЕКА
A4 PDF
FB2
Финансы

delokrat.ru

 ABH Li.Ru: sokol_14 http://www.deloteca.ru/
 nasamomdele.narod.ru


Rambler's Top100