газета 'Дуэль' N 29 (377) 20 июля 
2004 г.
О СПОРТ, ТЫ... СГНИЛ?
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
БЫЛОЕ И ДУМЫ
ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
ОБСУЖДЕНИЯ
ФАКУЛЬТЕТ ФИЗКУЛЬТУРЫ
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА
ИНФОРМАЦИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

ОБ ОСНОВНОМ

Отличная статья А. Свободина в N24. Все в ней верно, кроме, пожалуй, отношения к решению основного вопроса философии в сфере чистого разума. Я не знаю, что такое «чистый разум». Это разум новорожденного, что ли? Да и он - «не чист», ибо тут же заставляет младенца искать грудь матери или реагировать криком на дискомфорт.

На мой взгляд, понятие чистого разума - это летучее выражение, ничего не выражающее. И как можно тогда утверждать о решении (или не решении) чего-то посредством ничего. Иными словами, не имеет смысла говорить что-то о чистом разуме, т.е. он - не разум.

И о решении основного вопроса философии следует говорить в сфере разума просто. Ведь что такое философия? Ну, мне тут же скажут, что это, де, «любовь к мудрости», или наука об общих законах отношений в мире природы и в мире общества людей. Я же спрошу: а откуда взялась философия? Не знаю, что мне на это ответят, поэтому отвечу сам. Философия взялась из отношений разума к миру природы. Тут же меня спросят: а что такое разум, а что такое отношения его к миру природы? Попробую ответить. Разум есть свойство природы к самопознанию. И самопознание выражается в отношениях между всеми объектами природы. Эти отношения суть законы природы.

Один из видов разума природы есть разум человека. Тогда предназначение этого разума состоит в том же - самопознании природы посредством его. Таким образом, разум есть средство самопознания природы, одно из средств. О других здесь говорить пока не будем.

Раз так, то в чем состоит особенность этого средства в отношениях с миром природы? Это средство ускоряет самопознание природы посредством, в свою очередь, своих средств познания её. Одним из таких средств выступает философия, целью которой является осознание разумом человека отношений в природе. Процессом, ведущим к такому осознанию, является процесс мышления человека. Тогда суть философии выражается просто: осмысливание с целью осознания. Отмечу, что приоритет такого определения сути философии принадлежит не мне, но молодому человеку, моему сыну. Действительно, осмысливание - это процесс, идущий в аппарате мышления разума, осознание - результат, выраженный в форме мысли или действия. И то и другое, в свою очередь, есть выражение отношений разума с миром природы.

Что же тогда есть основной вопрос философии? Он состоит в решении о самодостаточности философии как средства познания отношений в природе. Это решение заключается в следующем: достаточно ли разуму человека непосредственное отношение с природой для познания её либо для этого нужен посредник: мировая идея, логос, Бог и подобное. В зависимости от такого решения возникает то, что именуется мировоззрением в философии. Мировоззрений всего два: идеалистическое и материалистическое, рожденные отношением разума к основному вопросу философии. Ни о каком чистом разуме говорить здесь не имеет смысла, все решается обычным, реальным разумом.

А. Свободин верно замечает, что идеалистическое мировоззрение не выдерживает конкуренции с материалистическим как только дело доходит до проверки самодостаточности мировоззрений практикой. Это касается также ветви идеализма - религии, которая при такой проверке обнаруживает тенденцию тяготения к материализму. Несамодостаточность религии проявляется уже в том, что религий много, у них нет единства, нет единства и в самом идеализме. А вот материалистическое мировоззрение, по сути дела, единственно своим философским марксистским учением точно так же, как един в своих отношениях материальный мир природы.

Я мог бы и далее развивать высказанные здесь умозаключения в отношении теории познания и развития в самодостаточном материализме. Наиболее интересно здесь было бы рассмотреть вопросы самодостаточности разума человека как познающей системы - своеобразную теорию познающих систем. Но это - отдельная, захватывающая проблема, некоторые аспекты которой я уже излагал в своих письмах в «Дуэль».

В целом я приветствую публикацию материалов, подобных статье А. Свободина, которые возвращают разум человека к пониманию своей самодостаточности и своего места в мире природы. Сейчас разум этот действительно засорен псевдофилософией парадигм и на этой основе откровенным шулерством в экономике, политике и культуре. В этом смысле чистка разума необходима.

В.Н. ДИВЕЕВ, инженер, доцент

`
ОГЛАВЛЕНИЕ
АРХИВ
ФОРУМ
ПОИСК
БИБЛИОТЕКА
A4 PDF
FB2
Финансы

delokrat.ru

 ABH Li.Ru: sokol_14 http://www.deloteca.ru/
 nasamomdele.narod.ru

[an error occurred while processing this directive]

Rambler's Top100