газета 'Дуэль' N 17-18 (366) 
27 АПРЕЛЯ 2004 г.
НАДО ЛИ ПРЕЗИРАТЬ АРМИЮ?
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
БЫЛОЕ И ДУМЫ
ПОЛИТИКА
ОТДЕЛ РАЗНЫХ ДЕЛ
СЕМИНАР НА ПРАВОВОМ ФАКУЛЬТЕТЕ
ПОЕДИНОК
ХОЛОДНАЯ ВОЙНА
ИТАР-ТАСС
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА И КУЛЬТПАСКУДСТВО
ИНФОРМАЦИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ
ДОЛОЙ УНЫЛЫЕ РОЖИ!

НАШ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПРОВАЛ, ИЛИ КАК НАМ КЛАН НАКАКАЛ

Квартплату - ой-ой-ой,
Квартплату - Боже ж мой! -
Приходится платить...

(из одной народной песни
 одного народа)

В вашей газете поднимают весьма и весьма нужные вопросы - в частности, и такой, как образование известными погаными личностями («жидами», по Мухину) кланов и засилье этих кланов. Оно, это засилье, хорошо повредило Советской власти. А уж как сейчас оно продолжает вредить нам всем - нет слов, одни выражения!!!

Что замечательно - при этом всяческие демки, сбившиеся в эти самые кланы (может, правильнее звать сии объединения шоблами?), истошно орут про «рынок». Какой, к дьяволу, рынок?! Где и какая может быть свобода выбора (а без этого - и рынок не рынок), когда кругом все - решительно все - загажено ими?

И сейчас из-за их деятельности наша музыка страдает. Как морально, так и материально. Впрочем, корни всего этого уходят еще в советскую почву.

Начну сначала. Какой-таки «клан» захватил музыку в советские годы - хорошо известно. Достаточно выписать цитату из книги «Убийство Сталина и Берия» (с. 518), где приведен документ военных лет:

«...Всеми делами вершит делец, не имеющий никакого отношения к музыке, беспартийный Локшин - еврей и группа его приближенных администраторов-евреев: Гинзбург, Векслер, Арканов и др... В результате из штата филармонии были отчислены почти все русские: лауреаты международных конкурсов - Брюшков, Козолупова, Емельянова; талантливые исполнители и вокалисты - Сахаров, Королев, Выспрева, Ярославцев, Ельчанинова и др. В штате же филармонии остались почти все евреи: Фихтенгольц, Лиза Гилельс, Гольдштейн, Флиер, Эмиль Гилельс, Тамаркина, Зак, М. Гринберг, Ямпольский и др.».

То, что эта компания захватила все или почти все позиции в нашем классическом исполнительстве, сомнения вызывать не может. И, конечно, сильнее всего ее позиции в скрипичном искусстве. Ну как же, ведь «делать шпил на скрипочке» - это их народная традиция!

Но вот именно эта народность и оборачивается особым боком для нашего музыкального искусства. И дело здесь не только и не столько в том, что, как всегда при клановом распределении, наверх поднимаются не те, кто талантливо играет, а те, кто талантливо лижет, что эта система и свои таланты гробит - а уж «чужие»-то - стопроцентно. Это бы еще полбеды. Беда, и настоящая, начинается с того, что скрипка в еврейском быту уже давно стала фольклорным инструментом.

Дело в том, что еврейская традиционная культура имеет свою специфику. Она очень, чрезвычайно, небывало архаична. И музыка - отнюдь не исключение. Традиционнейшая ее часть - раввинские напевы - изложена, как стыдливо говорят музыковеды, в недифференцированной диатонике. В переводе на человеческий язык это означает, что сии напевы представляют собою глиссандирующие (т. е. плавно скользящие) завывания со слабым обозначением (акцентированием) чего-то там похожего на нормальные ладовые ступени. Иллюстрация, так сказать, дарвиновской эволюции. И в скрипичном исполнительстве - те же черты. Достаточно посмотреть книжку Моисея Береговского «1000 еврейских народных наигрышей», чтобы в этом убедиться. Завывание на завывании.

Ну ладно, это - фольклор. В конце концов, даже приятно смотреть на то, как люди берегут свое исконное. Нам бы так. Но...

Но ведь этот, с позволения сказать, «стиль» сказывается и на ИСПОЛНЕНИИ ИМИ КЛАССИКИ!

А, надо сказать, классики рассчитывали не на такое исполнение в стиле шалмана в Одессе-маме. Причем если в музыке романтического периода - то есть большей части XIX века - что-то такое может бы хотя бы не очень страшно, то для надлежащего («аутентичного») исполнения классической и доклассической (скажем, баховской) музыки это - смерть. Там нужен звук четкий, ясный, без вибрирований и тем более без завываний вокруг нот. Иначе это уже, пардон, не Бах, а «свадьба Шмейерзона», та самая, где «на диване Сруль растоптанный лежит» (Сруль - это не вещество, а еврейское имя!).

Начиная приблизительно с 1960-х годов, и в Европе, и в России растет интерес именно к старинной, предклассической музыке. Но если в Европе уже сложились традиции ее аутентичного, правильного исполнения, то у нас... кто преобладает среди струнников? Правильно! Кто сидит (и мертво сидит) на «скрипочках» в оркестрах? Вот именно! А за ними портятся и многие другие, не принадлежащие ни к нации, ни к клану - ибо на смычковых играть нечисто много проще, нежели чисто. Вот и процветает стиль исполнения, называемый немногими выжившими русскими струнниками «жидовское сало». Попробуйте послушать хотя бы г-на Фелицианта (не к ночи будь помянут)...

Отсюда вытекают два важных следствия. Во-первых, наше молодое поколение, не любящее классику, и НЕ МОЖЕТ слышать ее в достойном исполнении. У него уши, как говорят музыканты, «замылены» всем этим «салом». И действительно, кому нужен Бах пополам с «растоптанным срулем»? Конечно, причин отвержения молодежи от наследия очень много. И все же...

Во-вторых, о России создается плохое впечатление за рубежом. Ну да, клан клану организует гастроли, кто-то кому-то организует хорошие отзывы, кто-то с кем-то делится холокостными... Но - и ВСЕ. В целом европейская публика, слушающая хорошие аутентичные коллективы, не пойдет на эту размазню. А те, кто все же пойдёт, передадут всем прочим: не ходите, эти русские не умеют играть! Ну, а уж распространить гадость про русских на Западе всегда много желающих... В итоге - и наши музыканты сидят на мели, и государство сидит на мели, и только всякие помпезные оркестры «шпиляют» классику в стиле то ли первобытного воя, то ли растоптанных срулей, то ли жалоб на квартплату - черт их разберет...

А, между прочим, можно было бы попытаться своими силами показать место всем «шпилмахерам».

Тем более, что это было бы просто. Не нужно было бы добиваться никаких противодействий, атак. (Ну, играют люди классику в фольк-стиле - и играют; вам кажется, что они воют? Нет, это у них стиль такой. И вообще, раз есть, скажем, ансамбли казахских народных инструментов, играющие Шуберта, - почему бы не быть и таким оркестрам, как «наши» нынешние?). А просто - сыграть то, что следует, как следует. Сперва у нас, а потом за рубежом. Конечно, «клан» постарался бы все замолчать. Но люди-то услышали бы - и рассказали! А на Западе тем более изумились бы: оказывается, эти русские еще и играть умеют! Почему же мы не тех слушали?

Вот здесь и сказался бы рыночный - чисто рыночный - эффект предпочтения. «Сруль» на рынке как раз не нужен и даром. И нужно-то для этого... Нужно просто найти первоначальные средства на свой оркестр. Оркестр, независимый от кланов. А силы найдутся.

Давно бы пора!

Н. ДОНЦОВ

`
ОГЛАВЛЕНИЕ
АРХИВ
ФОРУМ
ПОИСК
БИБЛИОТЕКА
A4 PDF
FB2
Финансы

delokrat.ru

 ABH Li.Ru: sokol_14 http://www.deloteca.ru/
 nasamomdele.narod.ru


Rambler's Top100