газета 'Дуэль' N 49 (346) 
9 ДЕКАБРЯ 2003 г.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОВРЕСЕННЫХ РОССИЙСКИХ ВЫБОРОВ
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
БЫЛОЕ И ДУМЫ
ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
ОТДЕЛ РАЗНЫХ ДЕЛ
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА И КУЛЬТПАСКУДСТВО
ИНФОРМАЦИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

МОРДЫ ЛИЦА

Взять того же премудрого пескаря из сказки Салтыкова-Щедрина. Подобно миллионам, он жил и дрожал, так и жизнь прошла. Всё время боялся смерти, было не до радости, не до любви. В конце вдруг пронеслось перед ним всё его тусклое бытие, и подумал он, что никого не утешил, никому доброго слова не сказал, никого не согрел, не приютил, не защитил. И самое обидное: не ведал пескарь, чтобы хоть один обозвал его премудрым. А все говорили наоборот: «Слыхали вы про остолопа, который не ест, не пьёт, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а всё только распостылую жизнь бережёт?»

Как же не слыхать, коли такими мать-земля полнится? И Гёте считает, что с идеями бессмертия носятся благородные сословия, а в первую очередь женщины, которым нечего делать. Нормальный же человек, думающий о том, чтобы уже в этой земной юдоли что-либо представлять собой, работающий, борющийся вовсе не интересуется будущей жизнью. Уже в этой жизни он старается быть трудолюбивым и полезным.

Куда там! Однажды самому ему, великому поэту, некий студент прохладной жизни послал письмо, в коем требовал от Гёте сообщения плана второй части «Фауста», т.к. он-де намеревался довести сей труд до окончательного конца. Студент писал деловито, откровенно и сосредоточенно, заключив без ложной скромности, что в его лице новая литература вскоре достигнет расцвета.

И таких пытливых, молодцевато-поджарых санитаров пруд пруди. Выйдет такая пипа суринамская, сморкнётся громко и давай выделывать па левой ногой. И вот ведь беда, сокрушается Гёте, никто не хочет жить и радоваться жизни - все желают управлять, а в искусстве непременно творить новое. Всеми владеет одна задача, замечает гений: обратить на себя внимание, добиться видного места. И эта ложная тенденция проявляется в любой области - везде и всюду индивид старается поразить толпу своим собственным великолепием. Никто не думает о том, чтобы честно отступить на задний план во имя общего дела.

А чего ж им думать? Жив, жив курилка, те же фрейды, юнги, другая разномастная публика - все лезут в гении, скалят зубы, человеки-портфели, замусолившие головы себе и другим, адепты Золотого тельца, ловцы мышей и дырок от бубликов.

«Слыхали, что Чичиков это беглый Наполеон?» - неслись в городе N слухи. «Ну ты, брат, пули льёшь», - возражали другие. Слыхали про гениального Фрейда (Павлова, Ломброзо, Гусь-Хрустального)? А то как же! Все полки уставлены азазелью, хренцовой, упарининой. В надежде «Фауста» переписать они взяли своей нетленкой бастионы, за стенами которых пляшут, чавкают, играют в жмурки урки и придурки.

Эх! Эх! Придёт ли времечко...

Когда мужик не Блюхера

И не милорда глупого -

Белинского и Гоголя

С базара понесёт?

- спрашивал Некрасов. Жди, как же, разбежались... У человека сон золотой, мечта, химера, лестница в небо с перебитыми ступеньками, переписанный «Фауст», сплошной даун-хаус.

Чёрные копыта

А вот, смотрите, и поиздевались. Порезали, покромсали и, как говорил генерал Лебедь, «летящий лом не остановить». У самих ума на копейку, ничего в башку не лезет, так и потянулись к классике.

Сын знаменитого режиссёра С.Бондарчука Фёдор снялся в роли князя Мышкина в фильме по роману Достоевского «Идиот», названного «Даун-хаус». Даун - придурок, хаус - дом. То бишь, дом придурков. Так вот, здесь Настасья Филипповна пьёт безбожно, Рогожин ездит на мерседесе, Тоцкий - развратник и педофил. Под конец этой развратной истории Рогожин (в роли его - святой отец Иоанн Охлобыстин) и князь Мышкин закусывают бужениной из ножек Настасьи Филипповны.

Так называемый «чёрный театр» - любимое детище московских провинциальных режиссёров, здесь потоптались от души и на «Анне Карениной». По мысли автора О.Шишкина, Анна - инвалид, бросившись под поезд, она не умирает, но становится калекой без ноги, руки и глаза. Благородный муж Каренин заказывает ей лучшие протезы, Анна весела и довольна, посещает такие же бордельно-извращённые теантры. Да и Вронский всем под стать: после ранения тоже превращается в инвалида.

Инвалиды, калеки по жизни только и способны на такие шоу, они будут с лёгкостью необыкновенной в мыслях переделывать «Фауста», «Войну и мир», «Чайку», ибо смысл и цель всей этой квашни - заработать денежек. Когда таланта нет, а умом Бог крепко обидел, можно и поиздеваться над великими, Моська - она всегда на слона лает. Как в той крыловской басне: «А мне чего робеть? И я его лягнул. Пускай ослиные копыта знает!».

Вот ведь у нас всегда так, подметил Лебедь А.И., - как какая-нибудь свалка, так обязательно стоит красивенький деревянный заборчик. А внутри - Боже ж ты мой!

А взять прославленное американское «Молчание ягнят» - про людоеда-маньяка! Уже ведь и продолжение придумали, где один из недоеденных героем людей замыслил похищение людоеда, дабы скормить диким страшным кабанам. Итог - людоеда спасёт красавица-героиня, её же, раненую, спасёт затем сам людоед. Те, другие - недоеденные - позорно бегут. В идиотском фильме есть и глубокая мысль, а не только бездонные мусорные ямы. Оказывается, людоед Ганнибал пожирает людей и потому, что это нравится ему, и также из-за того, что многие из них этого заслужили. Этакий борец за нравственность, Робин Гуд и Дон Кихот в одном флаконе, санитар леса и общества.

Вся эта инфернальная муть не снилась и Сатане, которым пугают народ со времён динозавров. Самый страшный ящер, самый поганый червь выглядят дюймовочками по сравнению с сознанием режиссёров с такими рожами, что плюнуть хочется. Маньяк Поприщин из «Записок сумасшедшего» Гоголя просто ангел небесный, ибо он всего лишь большей частию лежал на кровати и рассуждал о делах Испании. Он никому не мешал, не ставил пьес и кино, не плясал канканы на пыльных подмостках, он думал только, что завтра в семь часов странным образом Земля сядет на Луну, что не очень хорошо, т.к. Луна слишком нежна и непрочна. Луна, она ведь обыкновенно делается в Гамбурге и делается прескверно, как и многое на гнилом Западе...

Поприщин со своей манией величия никого не трогал, не лез со своим уставом в чужие огороды. Он иногда лишь читал очень приятное изображение бала, описанное курским помещиком, и замечал, что курские помещики хорошо пишут. Он говорил, что давно подозревал, что собака гораздо умнее человека, собаки - народ умный.

Скажите, что здесь плохого, всё очень мило, скромно, деликатно. Даже сумасшедшие у наших классиков (Мышкин, Поприщин, доктор Рагин из «Палаты N6») - весьма приятные люди, им и в голову не придут те извращения, которые порождают дельцы современного искусства. И что про них говорить, когда главный психолог мира Фрейд выдавал такие анальные закидоны, что калека-Анна вставала с инвалидной коляски и бежала прочь, в глушь, в Саратов.

Шоу должно продолжаться! Тайванец Минь Линь снял комедию, где вдова спит с пеплом покойника-мужа и видит реинкарнацию его в каждом таракане. Девушка-красные-пятки не может найти себя, а сын мамы тащит в конуру все часы мира. Фильма занимает второе место в рейтингах, как поднимающая тему всеобщего одиночества.

Среди японских шедевров популярны истории падших женщин. Две сестры-гейши Кикуэ и Тэрукику занимаются горьким ремеслом, думая о своей поганой жизни... Другая дама, чтобы прокормить малыша (бросил муж), становится проституткой в трактире... В «Поздней хризантеме» показана женщина средних лет, бывшая гейша... В другой картине описывается жизнь дамы, которая после смерти мужа вынуждена заниматься проституцией в дорогом баре. Героиня горда и никому не показывает своих слёз...

Суперпопулярны в Японии, стране всеобщего благоденствия, комиксы под общим названием «манга ужасов». Поскольку местные аборигены ополоумели от избытка ниссанов-хитачи-сони-мицубиси-харакири, им до зарезу потребовалось адреналину. Сытая жизнь, ведь она тоже невыносима, от неё чертовски устаёшь и лезешь на стенку. Захотелось до боли, до ломоты в суставах, до скрежета зубовного страхов, страшилок, страхолюдства.

И вот уже понеслись книжонки-комиксы «Девочка-змея», «Алый паук», «Морда лица», «Судьба пришла с письмом», «Кровавые козлы»... Замечательные художники в стиле манга ужасов, по утверждению японской печати - Цунода Дзиро (погружает в психоанализ в своём «Усиро но Хякутаро»), Хино Хидэси (в гротескной манере зовёт обратно в утробу матери), Кога Синъити (пишет о чёрной магии, ужасах древней мистики.)

Королева жанра - Инуки Канако рассказывает об одиноком мальчике-зомби, шляющемся в поисках любви (мальчик хочет в Тамбов?), в «Школьной зоне» дети всегда попадают в страшные ситуации, ибо объевшись бамбука и хурмы, жизнь кажется пошлой и невкусной.

Серия «Томиэ» рассказывает о красивой девушке, которая вынуждает мужчин убивать её, а затем возрождается из крови и кусков плоти назло коварным врагам. Сие произведение стало в Японии почти культовым, так как события ошеломляют, наполняют дрожью и дурными предчувствиями, кидают в холодный пот и рука сама тянется к рюмке саке...

Примечательны рассказы о призраках «Хяккиякосе», сказки о людях, которым удалось избежать Армагеддона в конце века упадка, но которым опять суждено встретиться с новыми ужасами в обычной городской жизни.

...Гестапо перехватило шифровку: «Юстас, вы осёл. Алекс». Только Штирлиц мог понять, что ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Весь этот паралич мысли и есть сокровенное нутро цивилизации. Как говорил Горький, никто ни в чём не виноват, ибо все мы одинаково скоты. Послы нашего прогресса - Мадонна, Шварценеггер, Сталлоне со стеклянными глазами убийцы Рэмбо. Американские социологи, защищая поп-культуру, утверждают, что её основная и всепоглощающая цель - развлекать. Поп-культура заставляет мир вертеться, американцы - лучшие в мире творцы грёз, утверждают апологеты массового оболванивания. Эта культура - наиболее полное приближение к всемирному языку свободы, последнее в длинном ряду достижений борцов за вселенское объединение. Она наследница римской культуры (социолог Т.Гитлин). Политолог из Гарварда Ричард Най убеждён, что такие институты Америки, как «Макдоналдс» - это гораздо большее, чем просто гамбургеры. Это ещё идея о том, что «люди могут получать желаемое немедленно».

Опять фундаментальная «ценность»: получить - желаемое - немедленно - язык свободы - грёзы. Ныне поп-культура, согласно статистике США, вторая по прибыльности статья экспорта. 79% всей мировой теле- и кинопродукции сделаны в Америке. Мадонна и прочие сливные бачки несут жаждущим зрелищ идеи добра, свободы и независимости. Братство людей воплотилось не в тотальном объединении чистоты и совести, но в смачном пережёвывании ядовитого суррогата, юродстве, глумлении всех над всеми. Эти мальчики кровавые в глазах и мальчики с песьими головами потчуют тухлятиной, зная, что она будет востребована, принята на ура, поднята на щит, всегда будут аплодисменты, овации, бис, осанна, салют, хотя и ночью длинных ножей. «Лучший вечер для отдыха», - писала реклама мюзикла «Норд-Ост», ставшего братской могилой нашим иллюзиям о братстве и солидарности.

Народные кумиры - сексуально-дебильная кукла Барби, терминатор Шварценеггер и Рэмбо, перебившие полмира. Огромные надежды возложил и российский режиссёр Валерик Тодоровский на фильм «Бригада», главным героем которого является бандит и киллер Саша Белый. Одна часть этой 12-серийной гангстерской саги стоит четверть миллиона долларов. И режиссёр не ошибся в прогнозах - романтический образ богатого отморозка, оставляющего после себя трупы и кровь, стал предметом зависти многих «честных» обывателей, которым на свою зарплату даже пива не выпить.

Американские фильмы так популярны в других странах, потому что рассказывают сказки лучше, чем другие. Ведь никто, в самом деле, не загоняет народец под дулом автомата смотреть тупые американские боевики, мелодрамы и ужастики. Сие есть добрая воля, о чём предупреждал Великий Инквизитор. И воля, и желание человека разумного, который в своём выборе выглядит идиотичнее куриного окорочка или свиной ножки под хреном, но сие есть факт и реальность, от которых кошки скребут на душе и муторно на сердце.

Даже известный голливудский режиссёр Сидней Поллак, автор картин с претензией («Какими мы были», «Вне Африки») говорит, что американская поп-культура - товар и он должен быть продан, как и всё остальное в этой жизни. При демократии, считает Поллак, только рынок, а не доморощенные ревнители вкуса и морали, решает, чему быть и не быть в искусстве. Цель поп-художника - развлекать, оставаясь при этом по возможности интеллигентным человеком.

Море яичницы

На эзоповом языке Салтыкова-Щедрина «море яичницы» означает жизнь, где всё бессмысленно перемешалось, где властвуют призраки, всё колеблется, неустойчиво и отвратительно. Однако сочинять фантазии, и это признают многие творцы, гораздо легче, чем искать правду жизни. К тому же за иллюзии платят реальные тугрики, а за правду жизни, кроме эшафота и Сибири, шиш получишь. Вякнешь что-нибудь честное - и тебя нет, поминай, как звали, имя твоё услышат после смерти благодарные потомки.

Они, кушающие «клубничку» и «моря яичницы», уже запутались-заплутали в потоке жизни, но жажда остренького и гадкого, тощего, суконного кидает в объятия всех безумцев мира. Их герои - музыкант-неудачник, приехавший в родное американское захолустье на встречу бывших одноклассников. Битый час на экране показывают попойки, трёп, анекдоты, глупости, драки, ссоры, все пьют пиво и под его бульканье и старую пену ломаются жизни. Другая героиня - наркоманка, лишённая родительских прав, мечтает стащить тюбик с клеем и нанюхаться до отключки. Желающие омерзительного зрелища ещё и деньги за него платят.

Показательны мысли кровавых суперменов - «Грязного Гарри» (стрельба - это хорошая штука, главное, попадать в кого надо), Рэмбо, уничтожившего тысячи вьетнамцев («Сэр, в этот раз мы победим?» - спрашивает он у командира), Джеймса Бонда («Мы не можем повесить их, сэр, но они обязательно должны быть убиты.»).

И вот уже русская бабулька, хлебнувшая заокеанских ценностей, пишет в газету, что нечего плакать, а надо зарабатывать деньги своей головой, даже на пенсии. Эта поздняя хризантема купила внуку компьютер, освоила Интернет. На курсах таких же башковитых, как она, спросили такие же умные: как вы относитесь к эротике? «Отношусь», - сказала бабуся. Одиноких мужиков жалко, ведь к продажной девке не пойдёшь, СПИД подхватишь или сифилис, лучше журналы-кино смотреть, что вполне нормально. Прогрессивной хризантеме предложили создавать в Интернете платные эротические странички для богатых иностранцев, что оказалось выгодно, гораздо выгоднее, чем учить внука читать А.С. Пушкина. «500 долларов и больше получаю в месяц, - хвастает старая перечница, - теперь помогаю дочке с зятем, да и самой нескучно. У меня теперь знакомые везде - даже в Америке-Израиле».

Такая в прошлой жизни подкинула веток в костёр еретика Яна Гуса, чтобы лучше и ярче горел. Бабец не подумала о том, что её эротические лохмотья смотрят и детки, и внуки, и правнуки, ибо запретный плод сладок, но он есть и существует, так как такие добренькие бабульки, дяденьки, маменьки всегда наготове, в их ручонках пилы и топоры, которыми они нарубят и нарежут сучьев, которые будут брошены в костёр жизни, самой жизни как таковой, в её суть, смысл и цель.

На плечах наших - порожний сосуд, чурбан, чурка с оловянными глазами. От нечего делать и бессмыслия, океана яичницы мы толчём воду в ступе и ум набекрень. В крошеве мыслей рождаются конгениальные идеи, например, о Пантеоне Памяти, когда некий академик Б.Г-ский предлагает покончить раз и навсегда с унизительной мыслью о неизбежности смерти, походе в никуда, бесследно. Он заявляет, что безвозвратный уход из жизни даже одного человека, уносящего с собой в небытие весь свой неповторимый духовный мир, есть трагедия мирового масштаба.

Кого имеет в виду академик? Неповторимый духовный мир Мадонны или Барби, суперменов или эротичной бабец? Или миллионов таких же прямоходящих-вечножующих? Ничтожеств, проживших пошлую жизнь, следует законсервировать в Пантеоне Памяти кого? Их пошлые мысли, разговоры, болтовню, которыми и так уже переполнены Интернет и полки библиотек?..

Плюшкин, прослышав про пыльные пантеоны, захлебнулся в бессилии. Его яичная скорлупа и дырявый башмак, найденный в грязи уездного городка N, ничто по сравнению с джомолунгмой барахла, увековеченного человечеством на бумаге и в граните. Те же фрейдовские «Толкования сновидений» или «Лекции по психоанализу» - муть, но занесённая ушибленным мозгом в пантеон памяти павших. Это уже не пантеон, а вселенская гробница, усыпальница здравого смысла и разума и, как говаривал бравый солдат Швейк, «всеобщая мобилизация металлических предметов». И то верно, ибо постучишь по лбу человеческому, а оттуда звук сушёного дерева или ржавого корыта раздастся...

Штирлиц заглянул в дупло и увидел светящиеся глаза. «Дятел», - решил он. «Сам ты дятел», - подумал Мюллер.

Наталья ЕРМОЛАЕВА

`
ОГЛАВЛЕНИЕ
АРХИВ
ФОРУМ
ПОИСК
БИБЛИОТЕКА
A4 PDF
FB2
Финансы

delokrat.ru

 ABH Li.Ru: sokol_14 http://www.deloteca.ru/
 nasamomdele.narod.ru

[error][error]

Rambler's Top100