газета 'Дуэль' N 19 (316) 
13 мая 2003 г.
ОСНОВЫ ПАРТИЗАНСКОЙ ВОЙНЫ
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
БЫЛОЕ И ДУМЫ
ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
ОТДЕЛ РАЗНЫХ ДЕЛ
ФАКУЛЬТЕТ ОСВОБОДИТЕЛЬНОЙ БОРЬБЫ
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА И КУЛЬТПАСКУДСТВО
ИНФОРМАЦИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

ЭКСТРЕМИСТОВ ЗАКАЗЫВАЛИ?

Чем больше в путинской России говорят об «угрозе экстремизма», тем меньше в стране остается подлинных экстремистов, не связанных с властями и не направляемых властью. Всё логично - творцы «управляемой демократии» в России ищут пристойный и легальный предлог ликвидировать «неуправляемых». Лучше способа, чем провокация, придумать нельзя. Поэтому в стране создана и действует целая армия мартинов ван дер люббе.

Как это делается, легко проследить на примере проведения в прошлом году через Госдуму правительственного закона о противодействии экстремизму. Перед первым чтением депутатов (и общество в целом) решили запугать скинхедами.

В России Путина празднуют день рождения Гитлера

В новой, демократической России уже сложились новые, демократические традиции. Например, праздновать день рождения Адольфа Гитлера. Чествуют покойного фюрера так: избивают и убивают людей с «неарийской» внешностью, устраивают погромы. Вполне в духе коричневорубашечников.

В 2002 г. день рождения фюрера Третьего рейха начали праздновать, как сообщили СМИ, заранее - с февраля.

9 февраля в Москве 16-летний скинхед Коновалов в поезде метро на станции «Багратионовская» избил иранца. В тот же день и тоже в московском метро 17-летний скинхед Рядчиков напал на двух китайцев - учащихся «Бауманки».

16 февраля пятеро скинхедов избили в Москве, в Чертаново, школьника-азербайджанца Гасана Алиева. В тот же день толпа скинов (от 150 до 200 человек) устроила погром в Петербурге, на проспекте Просвещения. Подростки, выкрикивая расистские лозунги, избивали прохожих, крушили торговые ларьки, рекламные щиты, били витрины и переворачивали машины. Милиции удалось задержать 27 погромщиков.

5 марта в московском метро несколько скинхедов зверски избили гражданина Сенегала. В тот же день около 10 скинов избили двух азербайджанцев в районе станции метро «Белорусская».

6 марта в Москве в Южном административном округе скинхед выстрелами из самодельного пистолета ранил на улице двух граждан Азербайджана.

9 марта в Москве на станции метро «Аэропорт» два скина избили супружескую пару из Шри-Ланки.

19 марта в Москве группа скинхедов пробралась на крыши четырех домов по Красноармейской улице, а затем и на крышу дома N 6 по Аэропортовской улице и принялась скандировать оттуда нацистские и расистские лозунги. Затем скины поломали телевизионные антенны на крышах этих домов.

24 марта в Москве, в Кузьминках, группа скинхедов совершила нападение на азербайджанца Аладдина Алиева, при этом было использовано холодное оружие. В тот же день в Ростове-на-Дону группа наци-скинов избила студентку из Коста-Рики.

25 марта в Великом Новгороде скины, один из которых был вооружен охотничьим ружьем, атаковали группу рэпперов (рэп-музыка и вообще рэп-культура, как негритянская по происхождению, рассматривается наци-скинами как «расово чуждая» и потому «разлагающе влияющая на белую расу»).

28 марта в Москве, в подземном переходе на Дмитровском шоссе, пять скинхедов напали на 22-летнего азербайджанца, жителя Петрозаводска. Сначала его сбили с ног и долго избивали, а затем зарезали.

В ночь с 28 на 29 марта двое скинхедов в московском районе Капотня убили двух бомжей. Бомжи были сначала избиты, а затем заколоты деревянными кольями. 30 марта в Екатеринбурге 60 наци-скинов, вооруженных цепями, палками и обрезками арматуры, собрались около ДК им. Лаврова, где должен был состояться концерт рэп-группы «Каста». Скинхеды нападали на направлявшихся на концерт рэпперов и избивали их. Милиции удалось задержать 20 скинов. 2 апреля история повторилась.

31 марта в Москве четверо скинхедов, вооруженных обрезками арматуры, напали в подъезде дома N 28 по Бескудниковскому бульвару на проживающего там мадагаскарца Сетелая Шусту и проломили ему голову. Наци-скинам пытался помешать 23-летний москвич Александр Шивалов. В результате и он попал в больницу. 1 апреля скинхеды осквернили синагогу в Костроме. Они расписали здание нацистскими лозунгами и свастиками.

4 апреля в Воронеже около 40 скинхедов в самом центре города, на проспекте Революции, забили насмерть тунисца - студента выпускного курса Воронежского мединститута. Поразительно, но скинхеды продолжали гулять на этом месте и 2 часа спустя после убийства - и никто их не трогал. Студенты мединститута пытались связаться с местными СМИ, но, как оказалось, журналистов этот инцидент не заинтересовал.

5 апреля в Москве, в районе Люблино, трое вооруженных ножами скинхедов напали около дома N 1 по Ставропольской улице на 19-летнего Сергея Мологина и 20-летнего Алексея Дейнеко. В результате оба попали в больницу с множественными колото-резаными ранами. В тот же день в Воронеже был убит еще один иностранный студент-медик, на этот раз 25-летний иорданец Абу Шайрах Мараван. Он был заколот ударом ножа в сердце.

8 апреля скинхеды напали на жену находившегося в Москве американского конгрессмена Билла Янга, главы комитета по ассигнованиям Конгресса США, когда миссис Янг в сопровождении двух чернокожих морских пехотинцев из охраны посольства США направлялась за сувенирами на Старый Арбат. Сама миссис Янг, правда, не пострадала, но обоим пехотинцам здорово досталось. В тот же день супруги Янг срочно отбыли на родину, пообещав сделать все от них зависящее, чтобы убедить соотечественников «не иметь никаких дел со страной, где подобные инциденты в порядке вещей».

11 апреля в Краснодаре около 10 скинхедов избили и ограбили трёх американцев - сотрудников Национального демократического института международных отношений, прибывших в Краснодарский край по приглашению Центризбиркома для того, чтобы создать в Краснодаре филиал института. У одного из американских граждан сломан нос, у другого - ребра. 15 апреля в Москве на выходе из станции метро «Полянка» свыше 10 скинхедов зверски избили 35-летнего афганца Абдул Хакима Хакрида, имевшего двойное гражданство (России и Афганистана) и работавшего переводчиком в Миграционной службе МВД России. 16 апреля он скончался в больнице. У Хакрида осталась русская вдова и четверо детей. 17 апреля посольство Афганистана в Москве направило в МИД России официальную ноту протеста, в которой было указано, что граждане Афганистана в Москве «постоянно подвергаются нападениям националистически настроенной молодежи», а также становятся жертвами «противоправных действий самих сотрудников правоохранительных органов».

Далее была устроена скоординированная истерика во всех СМИ, на московские улицы 20 апреля было выведено 20 тысяч вооруженных милиционеров. Все телеканалы только и рассказывали, что о скинах и дне рождении Гитлера. Раньше почти никто у нас в стране не знал, когда родился Адольф Алоизович - теперь знают все. На волне этой истерии Госдума быстро приняла антиэкстремистский закон в первом чтении.

Власть фашизирует Россию

Скинхеды в России действительно есть. Их много - уже 40 тысяч. Они действительно опасны. Все это правда. Но возникновение в России наци-скин-субкультуры вызвано совершенно конкретными социально-экономическими причинами. И главная из этих причин - неолиберальные реформы. Так было не только в России. На родине скинов - в Великобритании - массовое движение наци-скинов возникло в результате неолиберальных реформ, проводившихся М. Тэтчер. В США наци-скины расцвели во времена «рэйганомики». То же самое произошло в ФРГ, когда правое правительство принялось - по канонам неолиберализма - проводить (как назвали это сами немцы) «демонтаж социального государства». И т.д., и т.д. В результате неолиберальных реформ наци-скины появились даже в странах с очень «небелым» населением: в Бразилии, Венесуэле, Аргентине, Чили, Таиланде и т.д.

Везде это было связано с тем, что неолиберальные реформы подрывали благосостояние значительной части общества, лишали людей работы, отбрасывали их на социальное дно. Именно дети этих людей, обнаружив, что они лишены социальных перспектив, и становились скинхедами.

В нашей стране неолиберальные экономические реформы повлекли за собой некоторые дополнительные социальные процессы, прямо повлиявшие на возникновение скин-движения. Например, многие у нас, пытаясь поддержать хоть сколько-то приемлемый жизненный уровень, стали работать на двух-трех-четырех работах вместо одной или на одной - но с утра до ночи. Естественно, своих детей они уже практически не видели - и уж тем более у них не осталось времени на то, чтобы заниматься воспитанием. Говоря иначе, неолиберальные реформы полностью уничтожили и без того не блестящее семейное воспитание в стране.

Воспитателями детей стали улица, преступная среда и TV. Был полностью утрачен контакт с родителями. Взрослые и подростки оказались живущими в разных мирах: одни работали с утра до ночи, получая гроши, другие не знали, чем себя занять, и жили в мире, где на каждом углу им предлагали спиртное, наркотики и пропагандировали насилие, жестокость или сексуальные извращения. Взрослые и подростки даже говорить стали на разных языках.

Неолиберальные реформы обесценили социальный опыт предыдущих поколений, что, естественно, подорвало уважение к старшим у молодежи. Настойчивая пропаганда индивидуализма и очевидное процветание криминалитета привели к тому, что стариков стали презирать - как вообще всех бедных.

Одновременно в России произошел распад системы внешкольного образования и воспитания. Многочисленные бесплатные ДК, «дома» и «дворцы пионеров» были либо полностью ликвидированы, либо превратились в коммерческие предприятия, которые не по карману значительной части населения. Раньше дети и подростки занимались в разных секциях, студиях и кружках. Нынешняя власть считает это излишним. Следовательно, нынешняя власть предпочитает, чтобы подростки вливались в преступную среду, становились алкоголиками, наркоманами, скинхедами.

В 90-е годы в России официально (устами бывших министров образования Ткаченко, Кинелёва, Тихонова и особенно «идеолога» школьной реформы замминистра Асмолова) было провозглашено, что воспитание «вредно», это якобы «тоталитаризм». Воспитание в школе отменили (осталась только дидактика, т.е. образование, передача знаний), само слово «воспитание» было изгнано из официальных документов Минобразования. Только при министре Филиппове было признано, что это - «ошибка», но взамен старой («советской») системы воспитания никакой новой так и не создали. Дети без воспитания, как известно, не могут успешно социализироваться, т.е. вливаться в общество, они становятся зверенышами, а когда подрастут - зверями.

В то же время - в порядке «борьбы с коммунистическим наследием» - в стране началась самая настоящая реабилитация фашизма. Экстраординарные усилия были предприняты для оправдания и восхваления фашистского пособника генерала Власова. Власова пытались даже сделать - как «борца со сталинизмом» - главным нашим положительным героем Второй мировой войны (опираясь на аналогичный опыт прославления фашистских союзников в Латвии, Эстонии, Литве и на Западной Украине). В России, правда, сделать, как в Эстонии или Галиции, не удалось (поэтому главным положительным героем войны провозгласили пострадавшего от Сталина маршала Жукова), но в общественное сознание была внесена изрядная сумятица и заложены основы толерантного отношения к фашизму. В то же самое время новые школьные учебники, ориентированные не на достоверное изложение истории, а на «борьбу с коммунизмом», также фактически реабилитировали фашизм, провозглашая Сталина главным виновником Второй мировой войны, а Гитлера - «невинной жертвой сталинской агрессии». Книги перебежчика Суворова (Резуна), пропагандирующие эту точку зрения, издавались миллионными тиражами (и их издание заранее оплачивалось неизвестными - некоторые утверждают, что правительственными - структурами). Фильмы, пропагандирующие книги Суворова (Резуна), показывались в самое выгодное время («прайм-тайм») на ведущих телеканалах. А вот бригада кинодокументалистов во главе с Татианой Донской, сделавшая правдивый фильм об обороне Москвы, была за это изгнана с телеканала ТВЦ! А когда фильм показали по ТВ-6, он подвергся форменной травле со стороны ряда неолиберальных изданий, в частности, газеты «Известия»! Самым распространенным учебником новейшей истории в российских школах стал (и остается) учебник А. Кредера, который многократно подвергался справедливой критике за то, что на его страницах роль СССР в разгроме фашизма сведена к нулю, и вообще проповедуется абсурдная идея, будто между нашей страной и фашистской Германией не было никакой разницы: и там, и там был «тоталитаризм», причем у нас - хуже.

Стыдно сказать, в 90-е годы в России была введена новая форма милиции, почти полностью скопированная с формы «капо» - немецкой полиции 30-х годов. А в армии была введена новая форма, образцом которой послужила форма пиночетовской Чили (а образцом для формы чилийской армии, как известно, послужила форма германской армии). Власть после начала чеченской войны занялась милитаризацией общества и общественного сознания, повсеместно насаждая кадетские корпуса, где активно внедряются «национальные» идеи. Дело дошло до планов ликвидировать знаменитый Ивановский интернациональный детский дом и учредить вместо него суворовское училище (т.е., очевидно, выгнать на улицу, во-первых, всех девочек, а во-вторых, всех неграждан России). А в суворовских училищах у нас чуть ли не главным воспитателем «патриотизма» сегодня является некто П. Бутков, в прошлом капитан власовской армии, который теперь устраивает «ветеранские встречи» и рассказывает детям, как он вместе с Власовым и Гитлером «боролся с коммунистической заразой».

Интернационализм в 90-е был официально признан «тоталитарной советской идеологией». Начиная со времен первой чеченской войны, власть активно занялась националистической и, в частности, антикавказской пропагандой. То есть власть сама насадила в головах подростков националистические идеи и сама указала «врагов» - «кавказцев». Все это происходило одновременно с процессом тотальной дегуманизации российского общества. Культ силы открыто проповедовался со страниц газет и книг, с телеэкранов, насилие стало и остается обыденным явлением и «нормой жизни» - по всем каналам у нас идут бесконечные фильмы и сериалы об убийствах, мордобоях, взрывах и изнасилованиях. Подростки во всем мире черпают сведения о «взрослой жизни» в значительной степени с экрана TV. Наше TV воспитало целое поколение, уверенное, что насилие - это норма и что все проблемы можно и нужно решать с помощью силы.

Дети лавочников и бизнесменов

Интересно посмотреть, на каких социальных слоях все эти факторы сказались наиболее разрушительно, т.е. из каких слоев в первую очередь рекрутируются скинхеды. Данные о социальном происхождении скин-тусовки недостаточны, но те, что имеются, указывают, что наши скины относятся вовсе не к «социальному дну». В большинстве своем это дети «советского среднего класса», чей имущественный и социальный уровень резко снизился за 10 лет реформ. Скинхеды - это не дети хронических алкоголиков и уголовников, а дети бывших высокооплачиваемых рабочих, инженеров, сотрудников НИИ и КБ, которых «экономические реформы» 90-х превратили в «челноков», продавцов на рынках и в ларьках, охранников, коммивояжеров, мелких (средних) торговцев и бизнесменов и т.п. Эти люди пережили психологическую драму и моральное унижение. Часто они пребывают в глубокой депрессии. У многих по этой причине распались семьи.

Глубокое недовольство социальной действительностью подростки из этих семей трансформировали в нигилизм, расизм и национализм.

Есть города (Нижний Новгород, Краснодар, Воронеж, Волгоград), в которых значительная часть (если не большинство) скинхедов - это дети из семей мелких (и средних) торговцев, представителей мелкого и среднего бизнеса, среднего чиновничьего звена и т.п., говоря обобщенно - средней и мелкой буржуазии. По результатам социологических обследований (частично опубликованных в газете «Московские новости»), именно дети российских бизнесменов (особенно средних и мелких) являются носителями куда более выраженных националистических идей, чем их сверстники из других социальных слоев. Очевидно, они уже мыслят категориями «семейного бизнеса» и рассматривают «инородцев» как потенциальных конкурентов. А это является косвенным свидетельством неустойчивого положения среднего и мелкого бизнеса в России и ограниченности российского рынка (во времена процветания места хватает всем - и «своим», и «чужим»).

В 1999 г. польские социологи из группы «ВИП» проводили в России исследование в частных школах, полагая, что именно в этих школах растет будущая бизнес-элита, с которой полякам рано или поздно придется иметь дело. Среди старшеклассников была выделена группа (около 20% обследованных юношей), условно названная «националистами». Как правило, все они были детьми торговцев и бизнесменов «среднего звена» (реже - чиновников). Эта группа довольно твердо противопоставляла себя основной группе обследованных учащихся (около 60% старшеклассников, как правило, детей более богатых родителей, которые откровенно демонстрировали презрение ко всему русскому и России и мечтали жить на Западе).

«Националисты» же собирались жить именно в России, в отличие от «основной группы» особо прокламировали свою верность «русским традициям» и православию, демонстрировали доходящую до ненависти неприязнь к другим конфессиям (особенно - к исламу и иудаизму). Свыше 80% из этой группы сами называли себя расистами и высказывались в том духе, что «быть расистом - хорошо и правильно», «белая раса - высшая», «черные - недочеловеки» и «негры - вообще не люди, а обезьяны». Практически все выступали против смешанных браков (причем 42% опрошенных были даже против смешанных браков со всеми, кроме славян, а около 20% - против смешанных браков и со славянами, если те - не православные).

Практически все «националисты» рассматривали представителей «восточных» народов в первую очередь как экономических конкурентов («захватили рынки», «устраивают тут свой бизнес», «вытесняют коренное население из бизнеса»), причем около 30% выказывали такую же неприязнь и к коммерсантам с Запада.

Вся группа «националистов» поголовно видела своё будущее в занятии частным бизнесом, мечтала стать миллионерами, владельцами фирм и компаний, демонстрировала такой же высокий уровень индивидуализма, как и прозападная «основная группа», и так же, как «западники», отвергала коллективизм. Наряду с неграми, мулатами, азиатами и евреями объектом ненависти у этой группы были также коммунисты, анархисты и вообще противники частной собственности. Кроме того, несмотря на националистическую риторику в системе ценностей этой группы категория «нация» стояла ниже категорий «личный успех», «деньги», «обеспеченное существование».

Интересно, что национализм и расизм в этой группе не носил «зоологического» характера. То есть опрошенные совсем не были против того, чтобы вьетнамцы жили во Вьетнаме, азербайджанцы - в Азербайджане, африканцы - в Африке и т.п. Они лишь выступали против того, чтобы те находились в России и проявляли здесь независимую экономическую активность (использование «черных» в качестве дешевой рабочей силы у почти 80% отторжения не вызывало: «если черные хотят на стройке вкалывать - пусть вкалывают, я что, против?»).

Все опрошенные «националисты» высказывались за жесткую линию в отношении Чечни. Против 18% опрошенных «националистов» польские социологи сделали пометку: «Выглядит, как скинхед».

Наконец, созданный в ГУВД г. Москвы после Царицынского погрома отдел по борьбе с экстремизмом среди несовершеннолетних (руководитель - Сергей Жеребин) к маю 2002 г. поставил на учет свыше 1 тыс. скинхедов. Это дало возможность сделать некоторые выводы о социальном происхождении приблизительно пятой части московских скинхедов. Итак, около 35% этих скинхедов живут в неполных семьях. Однако 90% таких семей стали неполными именно в 90-е годы: экономические потрясения вызывали разное поведение у отцов и матерей, что повлекло за собой конфликт ценностных установок, взаимные претензии и развод.

Родители 58% заняты в торговле и «ресторанном бизнесе», при этом 22% имеют «собственное дело». Еще 22% заняты мелким и средним бизнесом - посредническими услугами, ремонтом, извозом и даже выращиванием цветов. 8% матерей - домохозяйки (что само по себе говорит об обеспеченности семей). У 21% отцы работают в охранных структурах, у 6% отцы - армейские офицеры, у 12,8% хотя бы один из родителей - государственный служащий. Только у 4% один или оба родителя - рабочие, только у 3,2% - ИТР или представители массовых интеллигентских профессий (учителя, преподаватели вузов, врачи, редакционные работники и т.п.).

Говоря иначе, классическое представление о фашиствующих погромщиках как о мелких буржуа, воспринимающих «инородцев» в первую очередь в качестве экономических конкурентов, находит себе подтверждение и в России. Очевидно, однако, что не «инородцы» несут ответственность за более чем 10-летний экономический спад в стране. Следовательно, провокация в России национальных, расовых конфликтов выгодна сегодняшним властям, так как является профилактикой конфликтов социальных, т.е. выступлений, направленных против существующей власти.

Александр ТАРАСОВ, заведующий отделом ювенологии
Центра новой социологии и изучения практической политики «Феникс»

Окончание следует

`
ОГЛАВЛЕНИЕ
АРХИВ
ФОРУМ
ПОИСК
БИБЛИОТЕКА
A4 PDF
FB2
Финансы

delokrat.ru

 ABH Li.Ru: sokol_14 http://www.deloteca.ru/
 nasamomdele.narod.ru

[an error occurred while processing this directive]

Rambler's Top100