газета 'Дуэль' N 20(265) 
14 мая 2002 г.
КАКОВА ЦЕЛЬ ИЗРАИЛЯ?
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
БЫЛОЕ И ДУМЫ
ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
ОТДЕЛ РАЗНЫХ ДЕЛ
ПОЕДИНОК
ТОЛЬКО ОДИН БОЙ
ИТАР-ТАСС
ДОЛОЙ УНЫЛЫЕ РОЖИ!

 

ДАВАЙТЕ СФОТОГРАФИРУЕМ ИХ СЛЕДЫ

Закончился век, в котором повзрослевшее человечество покинуло земную колыбель и шагнуло в Космос. К одному из таких шагов - полету американцев на Луну - в последнее время проявлено повышенное внимание, переросшее в общественное расследование (публикации в газетах «Калининградская правда», «Дуэль» и др.). Исследуются косвенные доказательства: кино- и фотодокументы, представленные американцами. Полагаю (для себя) установленным, что часть из этих материалов фальсифицирована: на снимках отсутствуют следы от работы посадочного двигателя и верньерных двигателей, в то время как для лунных аппаратов «Сервейор» они приводятся, «полощется» американский флаг в безвоздушном пространстве, отбрасываемые тени не соответствуют освещению, отсутствуют звезды, которые должны быть хорошо видны в безатмосферном пространстве и положение которых вычисляемо и т.д. Такая фальсификация ставит под сомнение всю лунную программу американцев.

Читатели - люди просвещенные, знающие, кто-то сам участвовал в космических программах, в том числе и лунной (советской). Давайте вместе проанализируем американскую лунную программу в самой ее сложной и неповторенной части - пилотируемая ручная посадка 15-тонного аппарата на неподготовленную площадку Луны и взлет. Явление это уникальное для всей пилотируемой космонавтики, и следовало бы ожидать, что подходили к нему постепенно, а затем оно получило продолжение и в земной технике. То есть само, оказавшись следствием, послужило и причиной. Законы диалектики. Но не так случилось у американцев.

Первые пилотируемые космические корабли в США - «Меркурий» и «Джемени» - это корабли с парашютной посадкой. На «Меркурии» установлены тормозные твердотопливные (нерегулируемая тяга) двигатели. Посадочная скорость 9 м/с. Ввиду такой «мягкой посадки» аппарат приводняют, хотя ровных и твердых поверхностей в США предостаточно. Приводняют и «Джемини», у которого двигателей мягкой посадки нет вовсе. Приводняют «Аполлон» - базу лунной программы. На случай нештатной посадки на твердую поверхность предусмотрены сминающиеся выступы, а двигателей нет. То есть штатной мягкой посадки на твердую поверхность не продемонстрировано.

В рамках лунной программы американцы посылают автоматические межпланетные станции (АМС) к Луне. Попадают (врезаются) только с седьмого раза (без учета военных АМС, а были и такие) в 1964 г. АМС «Рейнджер-7» (видимо, «хороша» система управления движением). Советская АМС «Луна-2» попадает в Луну в 1959 г. Мягко садится на Луну только третий АМС «Сервейор» (вес лунного модуля - 300 кг) в 1967 г. Советская АМС «Луна-9» мягко садится и отрабатывает научную программу в январе 1966 г. «Сервейор-4» разбивается. Пока процесс освоения Луны протекает правдоподобно. Неудачи чередуются с удачами. Техника сложнейшая, все в первый раз. Ни одна американская АМС после мягкой посадки не взлетает. «Сервейор-5» «подскакивает» несколько раз на 3-4 м из-за нештатной работы двигателя посадки. Это все, что имели американцы перед прилунением вручную 15-тонного аппарата и последующего ручного взлета (меньшей массы). Не густо, если не сказать «ничего».

Следовало бы полагать, что НИОКР, проведенная по вертикальной посадке на реактивной струе на неподготовленную песчаную площадку и вертикальному взлету с нее, даст попутные результаты и в земной технике. Надо же тренировать космонавтов. Пусть земное притяжение в 6 раз больше лунного, но возможность моделирования сохраняется. В СССР и в Великобритании в это время создаются реактивные самолеты вертикального взлета и посадки (ВВП). В США такого серийного самолета не создали до сих пор. Уже после лунной программы в Великобритании приобрели истребитель «Харриер» и доработали для нужд ВМС. ТВ канал «Дискавери» рассказал об освоении этих самолетов боевыми американскими летчиками. Показали серию аварий (на бетонированной площадке). Жены пилотов плакали, когда узнавали, что их мужья будут летать на «Харриерах». Кровью и слезами давался ВВП позже, на Земле, на чужой технике. На том же ТВ канале в программе о разработке новых реактивных сопел был показан ВВП американского экспериментального автоматического аппарата дельтовидной формы. Площадка бетонная. Размеры и вес по показанным кадрам определить затруднительно. Съемка датирована 1995-ым годом. Третья посадка оказалась аварийной. Аппарат упал и взорвался. 30 лет прошло, а надежности - никакой.

Обратимся теперь собственно к прилунению Лунной кабины (ЛК). Ее свободный объем - 4,5 кубических метра (камера 2,2х2х1 м) при выступающих досках приборов, подлокотниках и т.д. Два космонавта находятся в кабине постоянно в скафандрах для работы на Луне. Масса скафандра - 29 кг (я не нашел упоминания в технической литературе о радиационной защите ни скафандров, ни ЛК, при том, что у Луны нет магнитного поля и радиационного пояса, т.е. радиация жесточайшая), ранцевой системы жизнеобеспечения - 54 кг. Масса облаченного космонавта - 170 кг. На участках спуска и взлета космонавты находятся в подвесной системе, включающей пояс, надетый на бедра, и трос, зацепленный за пояс, переброшенный через блок и огруженный девятью кг. То есть космонавты, фиксированные тросом, находятся в положении «стоя» (под ногами даже положен противоскользящий коврик). Спуск ЛК на поверхность Луны производится в три этапа: торможение (8 мин.), выведение в район посадки (1,5 мин.), посадка (больше 1,5 мин.). Космонавты на двух первых этапах испытывают длительную перегрузку, максимальное значение которой - 5. Перегрузка направлена вдоль позвоночника (самая опасная перегрузка). Спросите у военных летчиков, можно ли устоять в самолете в течение 8 мин. при пятикратной перегрузке да еще и управлять им. Представьте себе, что после трех дней пребывания в воде (три дня полета к Луне в невесомости) вы выбрались на сушу, вас поместили в Лунную кабину, а ваш вес стал 400 кг (перегрузка 5), комбинезон на вас - 140 кг, а рюкзак за спиной - 250 кг. Чтобы вы не упали, вас держат тросом, прикрепленным к поясу, 8 минут, а затем еще 1,5 мин. (никаких кресел, ложементов нет). Не подгибайте ноги, опирайтесь на подлокотники (руки должны быть на органах управления). Кровь отлила от головы? Глаза почти не видят? Не умирайте и не падайте в обморок - вам надо очень нежно посадить не имеющий аналогов реактивный аппарат вручную, вслепую (вы в шлеме, окошко скошено так, что нижний край дальше от вас, и под собой ничего не видно, реактивная струя 5-тонного двигателя поднимает с поверхности песок), по радиовысотомеру. Где-то внизу, в пяти метрах, заканчиваются посадочные «ноги», на трех из них - железные штыри длиной 1,7 м. Когда они коснутся поверхности - двигатели автоматически выключатся. Если вы пришли на эту приблизительно ощущаемую высоту с ненулевой скоростью, то все - попытка не засчитывается. Потому что вас уже нет. И уже не важно, что под одну опору попал большой камень, раньше надо было куда-то смотреть. Хотите попробовать еще? Вон американские космонавты - без сучка и без задоринки шесть раз подряд «смогли», и пилоты были разные.

А как сажают американские военные пилоты (цвет ВВС И ВМС) вертолеты, гораздо более простые и освоенные летательные аппараты без реактивной тяги, на песчаные поверхности в ответственные моменты? При подготовке к «Буре в пустыне» потеряно 14 вертолетов. При попытке освобождения заложников под Тегераном во время посадки вертолет врезается в стоящий самолет - операция сорвана. Конечно, мешают тучи поднятого песка, плохая видимость. Но перегрузок нет, обзор из кабины отличный, за плечами сотни посадок, и машина как родная.

Не все в жизни, как в Голливуде. Вертикальная посадка на Луну и взлет оказались без предыстории и без последствий. Так не бывает. От советской лунной пилотируемой программы, которая практически не началась из-за аварии носителя, остался разгонный блок «Д», который работает и сейчас, а вот у «хозяйственных» американцев не осталось ничего, даже умения вертикально взлетать и садиться на реактивной струе (да и не только на ней).

Лунная программа осуществлялась в большой спешке. За год до посадки была еще не готова Лунная кабина. За пять лет (67-72 гг.) без единой аварии осуществлено 12 пусков, в том числе и первый, совершенно нового, невиданного по мощности носителя «Сатурн-5».

Тридцать лет назад. Шесть безаварийных посадок-взлетов на Луну. В это же время США ведут вьетнамскую войну (500-тысячное регулярно обновляемое войско за океаном, бомб сброшено больше, чем за всю Вторую мировую войну всеми участниками), фактически участвуют в Ближневосточной войне, активно куют ядерный меч. Неподъемные затраты, но средств и сил волшебно хватает на все. Это уже позже, в благополучные экономические 90-е годы, американцы не смогут создать нужного числа носителей нужной мощности и встанут в очередь к России на запуск своих спутников (не лунников), будут долго проектировать долговременную орбитальную станцию (всем Западом), но построить не смогут и закажут ее (по цене трамвайного билета) снова у «отсталой» России. Куда что подевалось?

Вот с программой «Шаттл» все, как у всех. Программа ракетного самолета началась с появлением реактивных машин. Отрабатывалась в течение 30 лет на целой серии экспериментальных аппаратов (Х-21, Х-31 и т.д.). Результат работы налицо: «Шаттл», серийный высотный субгиперзвуковой разведчик SR-71, секретный аппарат «Аврора». И без аварий не обошлось. Здесь диалектика сработала, а в восьмилетней лунной программе ее отменили. Голливуд какой-то!

Кстати, о Голливуде. По законам жанра для «оживляжа» монотонно текущего успеха нужен «АХ!». Аполлон - 13, запущенный в 13 часов 13 минут, 13 апреля в понедельник, «АХ!», потерпел аварию (англосаксы очень суеверны). Взорвался кислородный бачок. Что бывает при таких взрывах на борту, работники ракетных отраслей знают не понаслышке. Но какой Голливуд без «хэппи энда». Конечно, все закончилось хорошо.

Безусловно, все вышеприведенное прямым доказательством фарса с посещением Луны не является (хотя диалектику отменять нехорошо*), только косвенным. Для получения прямых доказательств непосещения (или посещения) Луны предлагаю коммерческую программу. Цель программы - лунный колумбарий для миллионеров (у богатых свои причуды) или продажа лунных участков (таким же). Предварительно придется представить мелкомасштабную съемку предлагаемых участков, а для этого запланировать искусственный спутник Луны с фотоаппаратурой такого разрешения, которое позволит зафиксировать следы людей и оставленную технику в местах «посадки». Полагаю, что, как только будет продемонстрирована осуществимость проекта, появится «спонсор», который заплатит предполагаемую сумму прибыли при условии прекращения программы или, что более вероятно, предложит продемонстрировать представленный им фотоматериал (со следами посещения). Дерзайте, коммерсанты. А если нет, придется подождать честных китайцев (они собираются на Луну), хотя кто на рынке честен? Европе Луна совсем неинтересна. Можно было даже Китаю подарить «ненужную» нам станцию «МИР» в качестве промежуточной базы для полетов на Луну, а не топить станцию, как котенка. Помогли бы братьям по разуму ускорить прогресс. И тогда посмотрим - не замел ли солнечный ветер чудотворные дела ног американских на пыльных тропинках...

В.М. ГРИБОВ

* И уж совсем плохо заставлять космонавтов управлять посадкой в положении «стоя» при длительной 5-кратной перегрузке - это просто НЕВОЗМОЖНО.

`
ОГЛАВЛЕНИЕ
АРХИВ
ФОРУМ
ПОИСК
БИБЛИОТЕКА
A4 PDF
FB2
Финансы

delokrat.ru

 ABH Li.Ru: sokol_14 http://www.deloteca.ru/
 nasamomdele.narod.ru


Rambler's Top100