газета 'Дуэль' N 23 (114)  
8 июня 1999 г.
ОБИЖАЮТСЯ ЛИ ДЕПУТАТЫ ГОСДУМЫ?
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
БЫЛОЕ И ДУМЫ
ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
РОДСТВЕННЫЕ ДЕЛА
ПОЕДИНОК
ПОЕДИНОК
ИТАР-ТАСС
ДОЛОЙ УНЫЛЫЕ РОЖИ!

ОРДЕНА И ЗНАКИ

С большим интересом слежу за полемикой на страницах "Дуэли" вокруг символики, орденов, переименований и всего того, что так или иначе в связи с этим публикуется в Вашей газете. Я уже как-то писал Вам по поводу награждения президента Казахстана орденом Андрея Первозванного, реанимированным нынешним режимом. Вернуться к этим проблемам еще раз захотелось в связи со статьями В. Селиной в N 5(96) и В.А. Воронина в N 17(108).



Есть такая наука - фалеристика (от латинского слова фалера, которое означало нагрудную бляху у римских легионеров), занимающаяся изучением наград. Эта наука достаточно точно описывает историю создания человечеством способов отмечать и выделять наиболее достойных своих представителей. Помимо этого, страницы фалеристики по-своему, конечно, отражают также и страницы истории стран и народов.

Так вот, по поводу Прутского похода Петра I и роли Екатерины I в этих событиях. Известно, что Петр приехал в лагерь русских войск на Днестр сразу после женитьбы на Екатерине (Марте Скавронской, служанке мариенбургского пастора Глюка, попавшей к русским в качестве военной добычи вначале к графу Шереметеву, затем отнятой у него Меньшиковым и ставшей его любовницей. После крещения ей дали имя Екатерина и фамилию - Василевская. Впоследствии Петр эту женщину полюбил, а затем и женился на ней). Эта справка - на всякий случай, чтобы не напрягать далее В. Селину.

Екатерина, привычная к походной военной жизни, как-никак полковой прачкой в свое время была, сопровождала Петра во всех или почти во всех его военных походах, так было и в 1711 г., во время Прутского похода. Когда после окружения русских войск превосходящими по численности турецкими войсками (примерно в 4 раза) стало ясно, что положение войск и царя критическое, к турецкому визирю с предложением начать переговоры был направлен опытнейший дипломат П.П. Шафиров.

В.А. Воронов пишет, что на переговоры к молодому визирю, якобы, отправилась сама 27-летняя Екатерина и уже утром следующего дня вся русская армия была выпущена из окружения. Не думаю, что все было так примитивно - пришла, дала, и турок отпустил целую армию. Не такой он уж и дурак этот визирь, чтобы за ночь, проведенную с "27-летней" царицей, бывшей полковой прачкой, выпустить из окружения 40-тысячную русскую армию. Даже если предположить, что у нее под юбкой имелся какой-то особенный цимус, то это никак не могло быть решающим фактором в военных делах, чего-чего, а такого "добра", своего и иностранного, у турок хватало. Скорее всего, дело гораздо прозаичнее. И, очевидно, правы те историки, которые утверждают, что затруднения в сложившейся ситуации испытывал не только Петр и его армия, но и турки, которые в силу целого ряда причин оказались неспособными на решительные действия по разгрому окруженной русской армии. Возможно, орешек оказался не по зубам либо цена военной победы показалась туркам слишком высокой. Как бы там ни было, но визирь, несмотря на усилия, предпринимаемые шведским королем Карлом, пошел на переговоры.

Двое суток от делегации не было никаких сообщений, и нервы Петра уже не выдерживали неизвестности. Он от этого совсем стал терять голову, ибо меньше всего хотел оказаться в турецком плену. Но Екатерина, отказавшаяся по настоянию Петра, выехать в Польшу и все это время находившаяся с ним в этом же лагере, по свидетельству окружавших Петра офицеров, сохраняла рассудок и крепость духа. Наконец стало известно, что Шафирову удалось договориться об условиях пропуска русской армии через боевые порядки турок, при этом, помимо прочих условий, русские заплатили за это большой денежный выкуп. Деньги на него собрали тут же - Петр сдал всю имеющуюся у него армейскую казну, а Екатерина - все бывшие при ней драгоценности. Была ли она при этом в составе делегации у визиря и платила ли чем-либо еще, кроме личных драгоценностей, ответа на этот вопрос в серьезных источниках я не встречал. Да и вряд ли это так уж и важно.

Естественно, что после всего происшедшего Петр захотел каким-то образом отметить заслуги своих соратников, в том числе и Екатерины, разумеется. Для чего и задумал орден в ее честь. Вначале он назвал его орденом освобождения. Однако по прошествии некоторого времени, Петр изменил название ордена - и он стал именоваться уже орденом св. великомученицы Екатерины. Это название более точно соответствовало существовавшему в те времена требованию: избирать ордену покровителя из числа святых. Что, впрочем, никому не мешало тогда догадываться, в честь какой именно Екатерины учрежден этот орден.

Статут ордена предусматривал принятие в него всех принцесс царского дома, а также 12 дам большого креста и 94-х кавалерственных дам малого креста. Девиз ордена: "За любовь и отечество" - изображен на белой ленте ордена высшей степени, и на белом банте - для кавалерственных дам. На самом ордене на лицевой и оборотной его сторонах надписи: "Господи, спаси и сохрани царя" и "Трудами сравнивается с супругом" (это, скорее всего, относится к супруге царя, но отнюдь не к великомученице).

Лишь через 3 года после неудачного Прутского похода, 24 ноября 1714 г. Петр на торжественной церемонии произвел первое награждение и возложил знаки ордена на Екатерину. Ну а впоследствии, как уже отмечалось, ее именем он назвал и город на Урале.

Завершая рассказ об ордене, следует отметить, что это единственный в мире орден, в девизе которого и на ленте есть слова "За любовь". В истории этого ордена был и курьезный эпизод, когда уже сама Екатерина I, в бытность императрицей, пожаловала знаки ордена св. Екатерины юному сыну Меньшикова, который в связи с этим, стал как бы кавалерственной дамой мужского пола.



И несколько слов в развитие темы о свастике.

Оказывается, свастика как символ использовалась не только в глубокой древности и не только в фашистских странах, ее также весьма активно использовали в первые послереволюционные годы в Советской России.

Так, бойцы калмыцкой конной бригады в составе 11-й конной армии на красные матерчатые звезды, прикрепленные к их буденовкам, нашивали еще и голубую свастику - как древнейший буддистский знак, символизирующий вечность и счастье. Вообще, в первые годы революции свастика была весьма популярна в молодой республике Советов и трактовалась как символ очищающего революционного пламени и вполне мирно соседствовала с пятиконечной (тогда одновременно с этой в ходу была и семиконечная) красной звездой.



Свастику нередко можно обнаружить в самых неожиданных местах. Например, печать Московского губернского Совета депутатов в 1919 г., по крайней мере, осенью этого года, была выполнена в форме свастики, в центре которой размещался тогдашний герб РСФСР - восходящее солнце, обрамленное колосьями. Ксерокопию документа с этой печатью я Вам высылаю. И только после 1920 г., когда возник фашизм, свастика постепенно стала исчезать из обращения, а в ноябре 1922 г. в "Известиях" было опубликовано "Предупреждение" наркома просвещения А.В. Луначарского, в котором он запретил использовать этот знак.

М.И. АЛПЕЕВ, г. Новосибирск

`
ОГЛАВЛЕНИЕ
АРХИВ
ФОРУМ
ПОИСК
БИБЛИОТЕКА
A4 PDF
FB2
Финансы

delokrat.ru

 ABH Li.Ru: sokol_14 http://www.deloteca.ru/
 nasamomdele.narod.ru

[an error occurred while processing this directive]

Rambler's Top100