газета 'Дуэль' N 20(111)  
1999-05-18
МИФЫ (ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ)
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
БЫЛОЕ И ДУМЫ
ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
ОТДЕЛ РАЗНЫХ ДЕЛ
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА И КУЛЬТПАСКУДСТВО
ИТАР-ТАСС

Информационное Агентство "Славянский Мир" - ПОПРАННОЕ ПРАВО(Меморандум аналитической группы общеполитической ассоциации)


(Соб. инф., Москва )

I. СОЗДАНИЕ УГРОЗЫ всеобщему миру и безопасности.

1. Агрессия НАТО против СРЮ совершена в нарушение ряда статей главы VII Устава ООН (действия в отношении угрозы миру, нарушения мира и актов агрессии, в частности, статей 39, 40, 41, 42, фиксирующие главные и принципиальные прерогативы Совета Безопасности в этой области).

2. Обойдены положения Декларации о совершенствовании сотрудничества между ООН и региональными соглашениями и органами в области поддержания международного мира и безопасности (резолюция Генеральной ассамблеи (ГА) ООН, принятая 9 декабря 1994 г., в которой отражены основные прерогативы и подтвержден контроль за такого рода деятельностью со стороны Совета Безопасности).

3. Нарушены несколько положений Вашингтонского договора от 4 апреля 1949 г. - о создании Североатлантического союза. Это ст. 1, содержащая обязательство государств-членов альянса "разрешать все международные споры, в которые они могут быть вовлечены, мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость и воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения каким-либо образом, несовместимым с целями Объединенных Наций"; ст. 6, где указано, что сфера компетенции НАТО ограничивается территорией стран-участниц альянса, а следовательно Югославия, Македония, Албания и Босния в нее не входят; ст. 7, в которой признается "главная ответственность Совета Безопасности за поддержание международного мира и безопасности".

4. Непосредственным поводом для развязывания агрессии НАТО послужил отказ Югославии от размещения на ее территории военного контингента альянса, якобы для "обеспечения прав албанцев" в сербском крае Косово. Этот ультиматум означал грубое вмешательство во внутренние дела Югославии, попрание ее суверенитета и территориальной целостности в нарушение духа и буквы Устава ООН и Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

5. Последовавшие за этим действия НАТО против Югославии подпадают под определение агрессии, данное в резолюции ГА ООН 14 декабря 1974 г. Ст. 1 данного документа гласит: "Агрессией является применение вооруженной силы государством (группой государств) против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом несовместимым с Уставом ООН, как это установлено в настоящем определении".

6. Попраны и продолжают нарушаться дух и буква резолюции ГА ООН от 17 декабря 1984 г. "О недопустимости политики государственного терроризма и любых действий государств, направленных на подрыв общественно-политического строя в других суверенных государствах", которая "требует от всех государств не предпринимать какие-либо действия, направленные на вооруженное вмешательство и оккупацию, насильственное изменение или подрыв общественно-политического строя государств, дестабилизацию и свержение их правительств...". Совершенно очевидно, что попытки НАТО любым путем свергнуть югославского президента Милошевича представляет собой именно политику "государственного терроризма".

7. Из всего этого вытекает, что Югославия, как член ООН и Движения неприсоединения, в соответствии со ст. 51 Устава ООН имеет "неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону ... до тех пор, пока Совет Безопасности не примет мер для поддержания международного мира и безопасности". Учитывая, что в совершении агрессии против небольшого неприсоединившегося государства участвует самый крупный в мире военно- политический блок, включающий трех постоянных членов Совета Безопасности, в результате чего заблокированы его миротворческие возможности, Россия как постоянный член СБ имеет не только право, но и обязательство принять все необходимые меры по прекращению агрессии как индивидуально, так и совместно с другими членами ООН и Совета Безопасности.

8. Такие меры с точки зрения международного права могут иметь характер политико-дипломатической и военно-политической поддержки - "неконфронтационного противодействия" агрессии. Военно-политическая поддержка, исходя из имеющегося исторического международного опыта и прецедентов, в том числе опыта России (сложившиеся обычаи и прецеденты являются одним из источников международного права), не означает прямого участия в войне или вовлеченности нашей страны в военный конфликт поскольку может выражаться в различных формах: поставка вооружений, неофициальное направление добровольцев, демонстрация военной мощи, особенно силами военно-морского флота (психологический нажим на агрессора). (Исторические прецеденты (справка): меры "вооруженного нейтралитета", принятые Россией, Данией и Швецией во время американской революции и войны за независимость в 1776-1783 гг.; направление двух эскадр российского флота в Нью-Йорк и Сан-Франциско в 1863 г. в период гражданской войны в США, когда федеральное правительство президента Линкольна вело борьбу за сохранение территориальной целостности страны; советская помощь республиканскому правительству Испании в 1936-1939 гг.; поддержка Советским Союзом Китая во время японской агрессии против этой страны в 1937-1938 гг.; шаги, предпринятые СССР в момент агрессии Великобритании и Франции против Египта из-за Суэцкого канала в 1956 г.; поддержка Советским Союзом борьбы вьетнамского народа против гегемонистского вмешательства и прямой военной интервенции США.)

9. В условиях неприкрытой агрессии против суверенного государства-члена ООН - Югославии, совершаемой прежде всего путем бомбардировок с воздуха, поставка этой стране ненаступательного оружия в виде систем противовоздушной обороны может рассматриваться как оправданный и закономерный с точки зрения международного права шаг. Четкая классификация наступательных видов обычных вооружений изложена в ст. II Договора об обычных вооруженных силах в Европе от 19 ноября 1990 г. Системы противовоздушной обороны в эту категорию не входят.

II. Нарушение законов и обычаев войны

10. Исходя из общепризнанного понимания законов и обычаев войны, боевые действия могут считаться законными лишь после формального объявления войны, чего пока нет в конфликтной ситуации вокруг Югославии.

11. В ходе проведения агрессивных боевых акций НАТО против СРЮ можно указать на нарушения ряда положений Женевской Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны от 18 октября 1907 г., допущенных со стороны вооруженных сил альянса. Речь идет о ст. XXII и XXV Положения о законах и обычаях сухопутной войны, Отдел II "О военных действиях", глава I, в которых говорится: "Воюющие не пользуются неограниченным правом в выборе средств нанесения вреда неприятелю" (XXII); "Воспрещается атаковать или бомбардировать каким бы то ни было способом незащищенные города, селения, жилища или строения" (XXV). В данной Конвенции есть также ст. III, где предусмотрено, что "воюющая сторона, которая нарушит положения указанного Постановления, должна будет возместить убытки, если к тому есть основание. Она будет нести ответственность за все действия, совершенные лицами, входящими в состав ее военных сил".

III. Создание угрозы миру и безопасности в Европе.

12. Помимо нарушения основополагающих принципов хельсинкского Заключительного акта попираются положения "Кодекса поведения, касающегося военно-политических аспектов безопасности", который является частью Будапештского Документа ОБСЕ, принятого 6 декабря 1994 г. Имеются в виду пункт 3 о "неделимости безопасности", пункт 4 об "уважении суверенного равенства и своеобразия друг друга", пункт 6 о "сотрудничестве в борьбе против террористической деятельности" (имеется в виду т.н. Армия освобождения Косово).

13. В ходе проведения военной операции НАТО против Югославии имеет место значительная переброска дополнительных военных контингентов альянса и наступательных видов обычных вооружений (боевых самолетов, ударных вертолетов и пр.) как в район применения Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), так и на территорию стран, не входящих в его сферу действия (Албания и Македония). Это создает ситуацию обхода данного Договора и фактически разрушает механизм контроля за его выполнением. В этих условиях возникает необходимость обратиться к рассмотрению положений статьи XIX ДОВСЕ, в частности пунктов 2 и 3, где предусмотрена возможность выхода из Договора в случае "нарушения высших интересов одного из государств-участников" или попыток его обхода.

14. При воздушных бомбардировках ВВС НATO территории Югославии в городе Нови-Сад разрушены мосты через Дунай, в результате чего нарушено судоходство по важнейшей международной водной магистрали в регионе Центральной и Восточной Европы, ощутимо страдают экономические интересы и подвергается угрозе безопасность не только Югославии, но и других придунайских стран. Тем самым нарушается Конвенция о режиме судоходства на Дунае 1948 г., участниками которой являются Австрия, Болгария, Венгрия, Словакия, Россия (как правопреемник СССР), Румыния, Украина, Югославия, направленная на обеспечение свободы судоходства и доступа товаров всех стран.

IV. Обращение в Международный Суд.

15. По совокупности фактов, связанных с военными акциями НАТО против члена ООН - Союзной Республики Югославия и в соответствии со ст. 36 Статута Международного Суда, есть основания для направления в эту структуру заявления с иском против Соединенных Штатов и Североатлантического Союза. При этом могут быть выдвинуты обвинения: - в совершении преступления против мира по факту нарушения мира путем неспровоцированного военного нападения коалиции государств на небольшую страну на Балканах при нарушении Устава ООН и ряда других международных договоров и конвенций; - в преступлении против человечности по фактам противоправного разрушения гражданских объектов и инфраструктуры жизнеобеспечения на территории Югославии, создания обстановки гуманитарной катастрофы в основных частях этой страны, включая Косово, а также в сопредельных с ней странах - Албании и Македонии. Дополнительно в Международном трибунале по бывшей Югославии могут быть возбуждены дела против некоторых высших руководителей США и альянса НАТО (президент США Клинтон, генсек НАТО Солана, главнокомандующий военными силами альянса генерал Кларк).


`
ОГЛАВЛЕНИЕ
АРХИВ
ФОРУМ
ПОИСК
БИБЛИОТЕКА
A4 PDF
FB2
Финансы

delokrat.ru

 ABH Li.Ru: sokol_14 http://www.deloteca.ru/
 nasamomdele.narod.ru


Rambler's Top100