газета 'Дуэль' N 15(106) 
1999 г.
Был ли Cталин теоретиком?
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
БЫЛОЕ И ДУМЫ
ПОЛИТИКА
ОТДЕЛ РАЗНЫХ ДЕЛ
ПОЕДИНОК
ИСТОРИЯ
ИТАР-ТАСС
ДОЛОЙ УНЫЛЫЕ РОЖИ!

ГЕОПОЛИТИКИ РОССИИ: КТО ОНИ ТАКОЕ

Люблю принимать экзамены

у заочников: всегда услышишь

что-нибудь новенькое из математики.

Преподаватель.

Беседа с Е.В. Гильбо, поданная "Новым Петербургом" (6/99) под заголовком: "Россия в XXI веке: геополитическая трагедия?" просто ошарашивает. Предлагается ни много, ни мало, рассечь территорию России от Петербурга до Владивостока 12-ти полосным автобаном, причем отказаться от суверенитета над ним и разместить вдоль него американские (НАТОвские) войска... Россия же получит от этого "грандиозные косвенные выгоды... Только сфера услуг вокруг этой дороги даст высокооплачиваемые рабочие места миллионам русским... Транзит станет локомотивом российской экономики".

Такая вот геополитика по Гильбо... Уже сегодня, оказывается, "реальные геополитические интересы" России есть:

"1. В сохранении и закреплении контроля США над евразийской периферией - на Дальнем Востоке, в Европе и Персидском заливе...

2. В поддержке Израиля...

3. В усилении роли США в НАТО.

4. В максимальном поощрении расширения НАТО на Восток...

5. В привлечении Европы и США к силовому контролю над Хартлендом. (Так по Гильбо будет именоваться автобаненная Россия - Ю.Ю.)

Чудны дела твои, господи!

Вершки и корешки

Экономична сущность бытия,

Все новое в нем шьется из старья...

В. Шекспир.

Когда судьбе угодно познакомить меня с чем-то новеньким, всегда задумываюсь: а нова ли предлагаемая новость. Часто это стоит трудов, но почти всегда оправдывается результатом.

Читая эту публикацию, я долго вспоминал, откуда это: Гайдар, Явлинский, Жириновский... Все не то... Наконец вспомнил: карта СССР, перечеркнутая крест-накрест трассами супермагистралей (железные дороги с колеей 2,5 м) на внутренней обложке книги. Книга эта о планах и деяниях А. Гитлера. Была среди его идей о переустройстве России после блицкрига и такая: провести трассы Кавказ-Восточная Пруссия и Урал-Берлин... Правда, до экстерриториальности этих дорог он не додумался, да и рука дрогнула - до Дальнего Востока не дорисовал, а в остальном - то же самое...

Удивительно, но факт: слишком часто источником демократических новаций оказываются планы и идеи А. Гитлера (см., например, "Дума о сексе", "Дуэль" N15/97). Конечно, в прямом плагиате Лахову и Гильбо обвинять нет оснований, но идейная близость к покойному диктатору налицо. А мы боремся против фашистской символики!

Таковы корешки этой публикации. Вершки изложены выше.

Классификация

В этом мире ложны все

догмы, включая догму

о ложности всех догм.

Из фантастики.

В свое время Армянское радио предложило состоятельную классификацию наук:

а) обыкновенные науки (химия, математика);

б) большие науки (экономика, социология);

в) вообще науки (медицина, кибернетика);

г) прикладные науки.

Наша компания (я тогда работал в отраслевом НИИ) продолжила эту классификацию на публицистику, входившую тогда моду.

Здесь нет нужды говорить ни о результате этой работы, ни о самой классификации. Достаточно сказать, что работа Гильбо относится к классу Ф - фантазерство, определяющим признаком которого является подмена реалий спекуляциями в худшем смысле этого слова. Труды этого класса имеют ценность только как материал для тренинга в суждениях на тему: почему этого не может быть? Дальнейший анализ изложим в форме уроков.

Урок арифметики

Сапоги почистить -

Миллион! Состояние!

Раньше б дом купил

и даже неплохой...

Привыкли к миллионам

И до Луны расстояние

Советскому жителю

кажется чепухой.

В. Маяковский.

Задача по геополитику Гильбо: "Обеспечив эмиграцию сюда (т.е. в Россию - Ю.Ю.), лишь одной пятой своего населения (300 млн.) Китай создаст ситуацию..."

Прежде всего отметим что 3-108 - это очень большое число. Для такого количества шахматных ходов по нормам ФИДе и КЗОТ требуется... 3750 человеколет. Население СССР в 1985 г. составляло "лишь" 276,3 млн. человек.

А теперь посчитаем, что значит обеспечить эмиграцию "лишь" 300 млн. человек.

Человеку нужно жилье: при стоимости 500 USD/кв.м. (с инфраструктурой) и скромной норме 16 кв.м. на человека, это - 8000 USD. Человеку нужна работа (одному из трех); при стоимости рабочего места 15000 USD (современный НЭП в сельской кузнице не скуешь) это еще 5000 USD на человека. Затраты на депортацию - еще 1000 USD.

Всего (8000+5000+1000) = 14000 USD на человека, а на всех - 42 млрд. USD. Это очень большая сумма. Трудно сказать, насколько она подъемна для Китая 2025 г. (это не безналичка, кочующая со счета на счет; каждый доллар в нем - это труд, энергия, ресурсы...), но СССР 1985 г. мог бы, занявшись только этой проблемой, решить ее... за 40 с небольшим лет (в 1985 г. в СССР введено на 154 млрд. руб. основных фондов).

Это не все. Стоит полистать роман Л.И. Брежнева "Целина" - там достаточно смачных картинок хлопот по переселению менее чем 1,0 млн. целинников. Или труды по иммиграции в Израиль (3 млн. человек за... 50 лет) и США. В организационном плане это проблема проблем!

И еще. Каким будет Китай, лишившись 1200,0 млрд. USD инвестиций и 20% самого активного населения? Г-ну Гильбо все равно, но китайцы могут иметь и другое мнение.

Ответ: времена подобных мероприятий прошли безвозвратно. Даже финны остужают горячие головы своих реваншистов, мечтающих о границах 1940 г., финансовыми соображениями.

Урок географии

Король, все берега пустые

Пусть превратит в порты морские

Огромный соберет доход!

Мольер

Задача по геополитику Гильбо: "... переместить на территорию России Великий Шелковый путь... предлагается построить 12-ти полосный автобан через всю Россию. Этот автобан позволяет (так у автора - Ю.Ю.) обеспечить доставку грузов от Владивостока и Кореи до Европы за несколько суток, что делает путь несравненно (!?) более выгодным, чем морской".

Откроем карту мира и выберем из паутины и сплошных линий, означающих коммуникации, пути, ведущие от Владивостока и Кореи до Европы. Таких путей пять: Северный морской, Транссиб, Южный морской (через Суэцкий канал), Южный морской (через Кейптаун). Авиакоридор Европа-Япония. Сравним их с "несравненным" автобаном.

Решающих параметров сравнения два: протяженность и количество связываемых стран (точнее, количество связей S=n(n-1)/2).

Примем критерий сравнения в виде:

Ki=(lcp/li) (Si/Scp) где,

li, lc - протяженность пути и средняя протяженность для всех путей;

Si, Scp - то же, количество связей (для средних значений параметров этот критерий равен 1 и растет с ростом желательности данного пути).

Данные сведем в таблицу:

N

Наименование

Протяженность км

Количество

Критерий

     

Стран

Связей

Длины

Связи

Общий

1

Сев. морской путь

17000

8

28

1,21

0,14

0,17

2

Транссиб

17000

8

28

1,21

0,14

0,17

3

Южный морской (через Суэц)

25000

35

595

0,83

2,89

2,40

4

Кейптаун

31000

31

465

0,66

2,25

1,48

5

Авиакоридор

17000

14

91

1,21

0,44

0,53

6

Автобан

17000

8

28

1,21

0,14

0,17

Из таблицы видно, что по критерию сравнения автобан в области транзита может конкурировать только с Северным морским путем, далеко не достигшем оптимального развития, и Транссибом, также не загруженным.* "Несравненность" же автобана сродни прожекту, приведенному в эпиграфе.

Ответ: Предложение сводится к тому, чтобы затратить 8 млрд. USD для углубления развала инфраструктуры России. (Кто докажет, что это не так, пусть бросит в меня камень).

Урок логики

Дважды два не четыре, а 3,998.

Шутка.

Аргументация Гильбо:

1. "Восстановление России в рамках СССР, или 95% его территории, может породить непреодолимый соблазн проведения имперской политики и борьбы за мировое господство".

2. "В предвоенные годы СССР имел примерно те же границы, что и в 1990 г, но никто его не считал сверхдержавой. Одной из великих держав - да".

3. "А каков сегодня вероятный противник? Наименее вероятный - Европа... Второй, более вероятный - арийская зона... (персы, пуштуны, белуджи и таджики - Ю.Ю.)... А третьим.., очевидно, является Китай? Несомненно. Причем самым вероятным и самым мощным... через 20 лет России не будет. Если Петербург успеет отделиться, он сможет сохранить свой суверенитет в рамках Европы. Остальные будут национальным меньшинством под китайцами".

Вывод (по Гильбо): "Россия может сохраниться... только заставив НАТО защищать себя..." Для этого и сделать-то нужно всего ничего:

- построить автобан за 8 млрд. USD, который "... должен быть экстерриториальным.., иметь свою охрану и дорожную полицию, а (российские - Ю.Ю.) таможни должны быть на съездах с него". В переводе с русского на русский это: увеличить протяженность границ России на 34000 км.

- "... запустить в сердце Хартленда (уже не России!? - Ю.Ю.) их (т.е. НАТОвские - Ю.Ю.) войска".

Приплыли...

Что здесь скажешь? Попробуем...

Тезис 1 - ложь заведомая. СССР никогда не страдал имперскими амбициями. Это выдумка террористов холодной войны, ничем необоснованная и никак недоказанная. Даже если согласиться с ней, что бы под этим ни подразумевалось, события последних лет придется трактовать как конструктивные меры по отрешению от имперских амбиций. Имперские амбиции нынешней и будущей России можно на 100% удовлетворить командированием личного сапожника одного из российских политиков к берегам Индийского океана.

Тезис 2 - такая же ложь. Термин сверхдержава - чисто пропагандисиский трюк, рассчитанный на некритическое восприятие. Строго говоря, неверно называть США сверхдержавой. Допустимо сказать, что сверхдержава - это США, но тогда для СССР придется придумать другой термин.

Тезис 3 прямой ложью назвать нельзя. Скорее, это лукавство от невежества или сознательное. В нем противник полагается способным на нечто вроде татарского или гитлеровского нашествия, хотя для этого нет никаких оснований. Вспомним, победоносная битва за Кувейт отнюдь не привела к оккупации Ирака. Более того, вопрос о дивидендах США в этой войне - разговор о веревке в доме повешенного. Еще полвека назад США не смогли сокрушить Японию на континенте без помощи СССР. Потом были Вьетнам, Корея, с успехом противостоящие США и их союзникам. Наконец, есть Израиль с "богатым" опытом оккупации чужих территорий...

Дело в том, что если полвека назад нападающий должен был быть в 3-5 раз сильнее обороняющегося, то сегодня это соотношение равно 10-ти и более. То же и в ресурсах: оборонительное оружие защиты от "Томагавка" (1 млн. USD) стоит меньше 100 000 долларов.

Недаром, хотя США все еще воюют везде и всюду, но... чужими руками.

Вывод также другой: реальная альтернатива для России - или Великая держава типа СССР, или Хартленд, оккупированный НАТО. В качестве первой Россия в обороне сможет противостоять кому угодно. В обороне неважно, сколько верст до Гамбурга, 20 или 2000, важно, что до Москвы противнику придется топать пешком, и во время этой прогулки многое может случиться. Н. Бонапарт и А. Гитлер - живые тому свидетели.

В качестве Хартленда Россия будет втянута в бесконечные войны во имя интересов нынешних и грядущих "сверхдержав", войны, в которых русских солдат поведут на убой жуковы с иностранными фамилиями. И НАТО, контролирующему Хартленд, многого захочется, но Китай вряд ли потерпит у себя в тылу русскую армию под командованием американских генералов.

Возможности для России стать Великой державой все еще велики. Россия по-прежнему могуча и самодостаточна. Нынешний развал экономики страны, в основном, носит искусственный характер. Действия компрадоров, под прессингом которых сохраняется и углубляется этот развал, встречают сопротивление, с которым уже им приходится считаться. В СМИ, по понятным причинам, этот процесс незаметен, но кое-что просматривается и в политических новациях Лужкова, и в реалиях борьбы против политического экстремизма. Собственно, и рассматриваемая публикация относится к тому же ряду: торопятся...

Понимают это и на Западе. Именно поэтому до неприличия затянулись переговоры с МВФ, и у США внезапно появилось желание усилить противоракетную оборону... О том же свидетельствуют и более мелкие факты. Так, в недавнем отрешении от американских щедрот 10 наших организаций, помимо трогательной заботы о нераспространении, явно просматривается и более прозаическая причина: вектор утечки знаний повернулся острием в Россию.

Ответ: или Великая Россия, или смерть.

Заключение

... Мудрец тут же отсчитал

десять чистых страниц и на

каждой написал только: "Во избежание",

после чего сразу перешел к истории

другого визиря, могущественные

потомки которого
проживали далеко от Дамаска.

Л. Соловьев. "Повесть о Ходже Насреддине".

Несмотря на характер отзыва, я далек от того, чтобы присвоить г-ну Гильбо его же оценку: "Геополитиками называют себя дилетанты, отставные майоры, оперирующие мифами и эмоциональными конструкциями, мало связанными с... реальностью".

Более того, полагаю, что "конструкция" г-на Гильбо базируется на другом круге аргументов (из таких хилых корней многодельные разработки, как правило, не произрастают, хотя есть и исключения - роботизация, например). Цель статьи скромнее: показать ничтожность приведенной аргументации.

Ю. ЮРИЕВ

* Автор не ввел в расчет главный критерий, которым руководствуются практики при перевозках, - стоимость тонна-километра. По этому критерию вне конкуренции морской и речной транспорт, затем железнодорожный, автомобильный и авиа. Если ввести этот критерий, то никакие автобаны не смогут конкурировать с Транссибом. Еще дешевле для России - перевозки по Северному морскому пути грузовыми подводными судами. (Ю. Мухин)

`
ОГЛАВЛЕНИЕ
АРХИВ
ФОРУМ
ПОИСК
БИБЛИОТЕКА
A4 PDF
FB2
Финансы

delokrat.ru

 ABH Li.Ru: sokol_14 http://www.deloteca.ru/
 nasamomdele.narod.ru


Rambler's Top100