газета 'Дуэль' N 22(69)  
1998-07-21
АНАЛОГИЯ - НЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
2-Я, БЫЛОЕ И ДУМЫ
3-Я, ЭКОНОМИКА
4-Я, ОТДЕЛ РАЗНЫХ ДЕЛ
5-Я, ФАКУЛЬТЕТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ. США
6-Я, ИСТОРИЯ
7-Я, ИТАР-ТАСС
8-Я, ОККУЛЬТНАЯ

АНАЛОГИЯ - НЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО


(А.П. ПАРШШЕВ)

ВСЕГО НЕСКОЛЬКО ЛЕТ НАЗАД все были убеждены, что американцы - как мы.

Нет ничего более далекого от истины, хотя рук и ног у них тоже, в принципе, по две.

Из фильмов и печатной продукции создается впечатление, что в США построено беспроблемное и бесконфликтное общество, ну в крайнем случае там слегка "притесняют негров". Обилие же черных певцов и артистов на наших телеэкранах нанесло удар и по этому мифу о единственном конфликте в США.

Постоянно жесткая внешняя политика, особенно по отношению к нам независимо от того, демократ или республиканец сидит в Белом Доме, создали впечатление, что и политические партии существуют там только номинально.

И все же, видимо, это не так. США - страна столь же богатая конфликтами, как и любая другая, и эти конфликты имеют глубокие корни.

И что-то копировать у американцев не то чтобы непатриотично, а просто не получится. Они настолько отличаются от нас, что любая попытка найти аналогии приводит к ошибкам.

Но самая же существенная ошибка тех, кто пытается привести в пример государственное устройство, организацию армии, общества, бизнеса в США в том, что сами представления о США у нас глубоко ошибочны. И не просто ошибочны. Даже история США, по европейским меркам совсем короткая, подверглась серьезнейшей правке, настолько серьезной, что даже дата основания этой страны искажена. Как же это вышло?

ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ

Само происхождение американцев в корне отлично от нашего. Это молодая нация. Американцы произошли от нескольких волн европейских эмигрантов, высадившихся на новый континент, начиная с XVI в. Это были не только англичане, были и немцы, и голландцы, и французы, но английский стал для них языком межнационального общения, так как до 1775 г. территория нынешних США принадлежала главным образом Англии.

Один из самых важных американских праздников - День Благодарения - 27 ноября. В честь чего учрежден этот праздник?

Первая группа переселенцев, прибывших на корабле "Мэйфлауэр", чуть не погибла от холода и голода. Многие умерли. На помощь пришли местные индейцы - они научили белых выращивать кукурузу и охотиться на диких индюков. Такое дружелюбное отношение к чужакам вообще-то необычно для "диких" народов. Так вот в память о застольях, в которых европейцы пировали вместе с индейцами, и готовится индейка в каждой американской семье.

Но затем эти индейцы были уничтожены. Смешения культур не произошло. Все новыми переселенцами прибрежные индейцы были сначала оттеснены на запад. Они пытались сопротивляться, в какой-то мере проявили способность к приспособлению, даже сменили образ жизни, освоив лошадей и железо, но меньшая устойчивость к некоторым болезням и алкоголю сыграли свою роль. Затем наступил черед и других племен. Из 5 млн. индейцев, населявших территорию США, осталось несколько сот тысяч.

Уже лет через 100 после начала колонизации Северной Америки сама мысль о том, что с индейцем можно сидеть за одним столом, показалась бы дикой почти любому поселенцу. Образ индейца в американской литературе отличается от того, к которому привыкли мы. Мы-то читали Фенимора Купера и Георга Мэя, автора Виннету, а эти писатели в США малоизвестны. В американской литературе если персонаж - индеец, то это звероподобная личность, вроде ирокеза из "Зверобоя", а "благородных индейцев" не найдешь.

Так каково же было мировоззрение людей, истреблявших своих спасителей? Ведь должно же быть какое-то "идеологическое обеспечение" такого образа действий?

Такое обеспечение нашлось. Первые американцы считали обоснованием своим поступкам, так сказать, программу действий в первой части Библии, в Ветхом Завете. Там говорилось о завоевании народом Израиля Земли Обетованной - Древней Палестины. Древние евреи, подчиняясь велениям своего сурового бога, завоевывали ее огнем и мечом, истребляя и изгоняя местных жителей.

Также и первые американцы двигались на Запад, и недавним жителям перенаселенной Европы открывалась, наверно, самая живописная и разнообразная страна на Земле, с ее плодородными полями, не знавшими плуга и домашнего скота. Каждая семья имела с собой только одну книгу, и это была, конечно, Библия. Новая страна, правда, уже была населена, но ведь в Книге говорилось, что язычников следовало предать мечу.

Все эти люди изначально, по происхождению, были христианами, но ничто в их жизни не привлекало их к собственно христианским ценностям Нового Завета. Как-то трудно представить себе христианина, выплачивающего или получающего премию за скальп человека (за женский или детский премия была вдвое меньше, чем за мужской). Поэтому первоначально американцам был ближе Ветхий Завет, а вовсе не Новый с его проповедями братства людей. В особом почитании Ветхого Завета следует искать и причины широкого распространения религиозных сект, сильно отклоняющихся от норм христианства, вплоть до принятия многоженства.

И сейчас американцы, особенно в глубинке, широко используют ветхозаветные имена. У нас да и в Европе Абрам и Сара - персонажи еврейских анекдотов, а в США это обычные имена не только среди лиц иудейского вероисповедания.

Американцы, видимо, и сейчас чувствуют свое духовное родство с персонажами Ветхого Завета. Только этим можно объяснить ту неподдельную солидарность с современными израильтянами, второй раз пытающимися овладеть Землей Обетованной. Тем не менее, как ни странно, и антисемитизм в США процветает.

Для нас же наша земля стала Родиной так давно, что мы уже и не помним, когда, откуда и как наши предки пришли сюда. В наших жилах течет кровь и дославянских жителей, живших здесь вообще с незапамятных времен. И даже с жителями Поволжья, отличными от нас по языку, истории и религии, мы, из-за сходного происхождения, более близки, чем американцы между собой.

Не правда ли, интересная, поучительная история? Да, но с одним дефектом. Не поселенцы с "Мэйфлауэра" были основателями США.

ЮГ ВОССТАНЕТ ВНОВЬ

Современные рокеры и байкеры (мотоциклисты) носят такие головные платки - банданы. Рисунки на них разные, иногда они соответствуют музыкальным пристрастиям владельца, иногда можно встретить даже портрет Че Гевары. Часто можно видеть бандану характерного вида - это красное полотно с голубым андреевским крестом (с угла на угол), на полосах креста - белые звезды, всего их 13. На слетах байкеров и рок-концертах такими флагами обязательно кто-нибудь размахивает, хотя не каждый рокер объяснит вам, что значит такой флаг.

А значит он вот что.

Выше я говорил, что американцы вроде бы ведут свое происхождение от пассажиров "Мэйфлауэра". Но на самом деле южнее, в Вирджинии, английская колония существовала за несколько лет до прибытия в Америку этого корабля. И там, в более благодатном климате, освоение новой страны шло вначале более быстрыми темпами. Природные условия там позволяли выращивать экзотические дефицитные культуры, которые раньше англичанам приходилось покупать за границей - хлопок, табак. Слышали про виргинский табак? Конечно, хлопок можно было выращивать в Индии, но для этого приходилось отбирать сельскохозяйственную землю у индийцев, а те не очень любили умирать с голоду, и это создавало проблемы.

В Америке таких проблем было меньше. И младшие отпрыски английских аристократических семей ехали в Америку за состоянием. Природные условия способствовали созданию там плантационных хозяйств, на которых рабский труд оказался наиболее выгодным. Первые рабы были не негры, а белые - ирландцы, взятые в плен во время многочисленных восстаний против власти Англии. Потом уже какой-то купец догадался покупать у арабов черных рабов. Белые, кстати, за рабами сами не охотились, этим в Африке занимались арабы или сами африканцы.

Юг всегда был богат. Юг был населен джентльменами. Тем не менее южане не считаются сейчас родоначальниками США, хотя они начали осваивать территорию США на несколько лет раньше - и это о чем-то говорит.

Те же поселенцы с "Мэйфлауэра" - как их черти занесли в Новую Англию - местность с жуткой зимой (примерно, как у нас на Кубани). Почему им не нашлось места в благодатной Вирджинии? Их там не приняли? Или они сами туда не захотели? Загадка, но, видимо, причины были.

На Север ехали из нищеты, от всех стран Европы. Но на Севере земля была все же хуже, чем на Юге. Ни табак, ни хлопок там не растут, хотя растет хлеб. Плантаций на Севере было мало, поэтому и рабов было мало, хотя и были.

И, видимо, северяне и южане всегда смотрели друг на друга с подозрением.

Против Англии Север и Юг объединились в войне за независимость, и после победы Соединенные Штаты благополучно просуществовали около 80 лет. Но в 1861 г. почти внезапно раскололись. 11 южных штатов образовали собственное государство и начали войну против остальной части. Самоубийственная затея! Южан было всего 5 млн. против 22 млн. северян, не было ни промышленности, ни арсеналов. Хотя это были сельскохозяйственные штаты, но основной продукцией был хлопок, и армия Конфедерации постоянно голодала.

"Конфедерацией" называлось это "самопровозглашенное", как говорят наши теледикторы, государство. Точно бывают другие!

Президентом Конфедерации стал бывший военный министр США.

Конфедерация не имела посторонней поддержки. Даже свой хлопок она не могла продать. Морскую блокаду держал флот Севера с помощью эскадры царя-демократа Александра II. Сочувственно относившаяся к Югу Англия была удержана от вмешательства Францией, Германией и Россией.

Так вот солдаты этого государства, голодные, плохо вооруженные, одетые в штаны из домотканой материи (ткацких фабрик тоже не было), иногда даже босиком, за 5 лет ожесточенной войны не раз наносили жестокие поражения армии Севера, 3 раза выходили на окраины Вашингтона. И у южан бывали неудачи, но боевой дух армии всю войну был непоколебим, и народ Юга полностью поддерживал свою армию.

А почему? Да потому что США были образованы как свободный союз 13 независимых штатов (государств). "Штат" по-английски и значит "государство". Южане, особенно вирджинцы (может быть, слышали такие имена - Джордж Вашингтон, Бенджамин Франклин...), сыграли тогда важную роль в войне за независимость от Англии.

И южане считали, что из свободного союза можно свободно выйти. Они считали, что принципы свободы нерушимы, что именно эти принципы были положены в основание США, и именно поэтому на их флаге было 13 звезд - как символ первого объединения штатов, а вовсе не по числу штатов Конфедерации.

По иронии судьбы решающее сражение той войны произошло в День Независимости - 4 июля 1863 г. Когда колонны южан под уничтожающим артиллерийским огнем штурмовали укрепленные высоты у Геттисберга, неужели солдаты в потрепанных серых куртках жертвовали жизнью, только чтобы "поугнетать негров?" Конечно, нет. Они хотели сами решать свою судьбу, не по указке из Вашингтона. Северяне смогли просто убить самых храбрых и заставить сдаться остальных, но не переубедить.

На Севере было не так. Когда в начале войны штаты определялись, к кому примкнуть, некоторые были удержаны только вооруженной силой. В г. Сент-Луисе (Миссури) местный гарнизон и лояльные северянам немцы-поселенцы расстреляли толпу горожан - 28 убитых.

Г.Балтимор (штат Мэриленд) - по официальным данным - среди жителей 9 убитых и много раненых. Но горожане были почти не вооружены, а расстреливавший их массачусетский полк потерял 4 убитых и 36 раненых.

В результате "внутренних гражданских войн" между сторонниками южан и северян в пограничных штатах некоторые округа к концу войны полностью обезлюдели, а бывших партизан еще долго преследовали как "бандитов" после войны.

Даже в конце войны на президентских выборах голоса сторонников войны и противников "братоубийства" разложились почти поровну, и Линкольн победил с очень небольшим перевесом. Наиболее последовательными сторонниками войны были не коренные американцы, а эмигранты последней волны. Нередко полки северян полностью состояли из солдат, не знавших английского языка - немцев или ирландцев, и южанам приходилось допрашивать пленных через переводчика.

Юг был в конечном итоге буквально раздавлен индустриальной мощью, жестокостью и численным превосходством Севера. Живой силы было немеряно, иммигранты за американское гражданство с радостью шли воевать.

Все было пущено тогда в ход северянами - и артиллерийская бомбардировка жилых кварталов, и тактика "выжженной земли", и использование пленных для разминирования. Колонны армии Шермана не щадили на земле Юга ничего - ни полей, ни школ, ни церквей, ни жилых домов. Северяне сожгли даже Вирджинский военный институт - первое американское военное училище, одну из немногих исторических реликвий в стране с вообще-то небогатой историей.

ЗА ЧТО?!

Но удивительное дело - причины войны непонятны до сих пор. Нет, во всех популярных книжках написано, что причиной было рабовладение плохого Юга, а хорошие северяне хотели это рабство отменить и дать неграм все права. И у кого-то из авторов "Дуэли" мелькало "кретины-рабовладельцы" и т.п. Вроде бы все верно и про рабов, и про права.

Да вот беда - в войну-то вступили два рабовладельческих государства! Северяне отменили рабство в мятежных штатах в 1863, на третьем году войны. А из-за чего же они воевали до того целых два года?

Ну вот Гитлер, к примеру, определил цели войны против нас в приказе от 21 июня 1941 г. Сталин о целях будущей войны с Германией объявил еще раньше, 5 мая, и повторил в радиообращении к нации 3 июля, всего через 12 дней после начала войны.

Если предположить, что целью войны, унесшей 600 тыс. жизней, были права негров Юга, то почему на Севере у негров не было избирательных прав до 1875 г.? И почему - держитесь крепче - почему на Севере рабство не было отменено тем же указом Линкольна? Оно постепенно отменялось там местными властями, как до 1863 года, так и после. Но еще во время войны на Севере беглых рабов разыскивали и возвращали хозяевам.

Даже сама ситуация - негров на Юге было тогда около 2 млн. - по одному на двух белых. Если плантаторов, у которых было по несколько сотен рабов, негритянская проблема касалась напрямую, то за что почти 5 лет сражались фермеры Джорджии и ковбои Техаса, и даже индейцы Миннесоты, которые тоже выступили на стороне Конфедерации?

Второй штрих, портящий картину "северян - борцов за права человека" - это отношение Севера к индейцам. Если посмотреть на современное определение геноцида (это не только физическое уничтожение народа, хотя и это тоже) и посмотреть на политику США по отношению к индейцам в прошлом веке, да и в нынешнем - совпадение на 100%. Так почему же за право на свободу 2 млн. негров северяне уложили несколько сот тысяч человек, а за право миллионов индейцев на жизнь - уложили самих индейцев? Герой Гражданской войны генерал Кастер (северянин) - также и "герой" истребления индейских народов. Хрен с ним, генералом, тем более что не удалось сделать южанам, сделали с ним индейцы-шошоны, дело в другом.

Вопреки тому, что написано в наших энциклопедиях и учебниках, причиной войны был не вопрос свободы негров. И ни один историк, дорожащий своей репутацией, никогда не называл "негритянский вопрос" главной причиной войны. Поводом - да, но не причиной.

Ближе к истине были, наверное, классики марксизма, видевшие в этой войне очередную битву мирового Города и мировой Деревни. Правда, ни один нынешний марксист не объяснит вам членораздельно, в чем этот конфликт состоит. И я не встречал объяснения, но насколько я понял, этот конфликт заключается в следующем.

Вплоть до нового времени на нескольких деревенских жителей приходился один городской, которого они кормили, а он в свою очередь, большей частью, что-то производил для деревни или ее защищал. В новое время пропорция стала обратной - один сельский житель стал кормить уже несколько горожан. А ведь его жизнь отнюдь не улучшилась в несколько раз! Горожане уже работают друг для друга, а не для селянина. Большинство усовершенствований коснулись главным образом процесса производства продуктов для города, а не условий жизни села.

Эти изменения происходили в разных странах в разное время, в Европе раньше, у нас, например, позже, уже в XX в. В США же этот переворот и вылился в войну.

Иллюстрацией этому, на мой взгляд, служит тот эпизод романа "Унесенные ветром", где Скарлетт заставляет своих сестер работать на плантации, чтобы заплатить повышенный северянами сельхозналог.

Видимо, это и было коренной причиной войны. Север, пользуясь своей численностью и индустриальной мощью, хотел повысить степень эксплуатации села, а сельский Юг этого не хотел. Совсем не случайно война совпала по времени с индустриальной революцией. В качестве поводов упоминались и "вопрос о тарифах", и конфликты из-за конкуренции при освоении вновь захваченных территорий. Из-за земель в штате Канзас за пять лет до войны даже была малая гражданская война между выходцами из северных и южных штатов.

И вопрос прав негров был не причиной конфликта, а инструментом Севера в борьбе против Юга, также как впоследствии вопрос прав человека стал орудием Запада в борьбе против Востока.

А какие права Линкольн дал неграм?

Цитирую:"...под влиянием ... больших потерь в людях... было решено призвать негров в армию... В действующую армию северян вступило 186 тысяч негров, 30 тысяч во флот... Негритянские полки отличались высоким боевым духом, им поручались самые ответственные операции.". Понимаете, что такое "поручались самые ответственные операции"? Неудивительно, что "...70 тысяч негров солдат отдали свои жизни на поле боя...". Не слабо, из 216 тысяч 70 - погибли. Но, может быть, это справедливо, ведь война была "за свободу негров"?

Вот пример: после войны,в 1867 г. в окрестностях Ричмонда "...500 негров вооружились и отказывались платить ренту, заявляя, что имеют право на землю... войска северян расправились с восставшими".

Мы ведь, кстати, не знаем, каковы были планы южан по предоставлению прав неграм. Служили ли негры в армии Юга? Странная история приводится в "Очерках истории США": "в 1862 г. раб Роберт Смолз, воспользовавшись отсутствием капитана и белых матросов, принял командование над военным судном "Плантер" и дав надлежащий сигнал форту Самтер, вывел судно в океан и передал блокирующему флоту северян". Я думаю, что корабельная служба везде и всегда одинакова, и не мог весь экипаж уйти с корабля, не оставив там каких-то должностных лиц. Значит, служили.

А вот во флоте США негры по закону не могли подняться в должности выше юнги вплоть до Второй мировой войны, если не позднее. По-моему, в фильме "Солдат Джейн" что-то на эту тему говорится.

Во всяком случае, вариант, реализованный Севером, по сути предопределил нынешнее угнетенное положение черного меньшинства.

О нынешнем положении негров в США кое-что известно, хотя и не все. Я вот не совсем понимаю, чем они там главным образом занимаются? О черных фермерах я что-то не слышал, промышленность США сейчас переживает не лучшие времена. Главной средой обитания для них на Севере сейчас служат крупные города, где негры являются низами. Особых достижений, кроме спорта и эстрады, у них нет. Чтобы определить, что пресловутый генерал Колин Пауэлл является негром, надо его рассматривать через микроскоп. Просто в США черным считается человек с четвертью негритянской крови.

Главные области, где негры могут выдвинуться - когда надо подставлять лоб под пули или кулаки.

Когда проводят аналогию между отменой крепостного права в России или нашей Гражданской войной и Гражданской войной в США, то как-то не принимают во внимание различия результатов. У нас в результате реформ и революций потомки ранее угнетенных сословий - крепостных крестьян, местечковых евреев - вполне адаптировались в обществе.

А в США неграм дали свободу (что было для них хорошо), но не дали ни прав, ни имущества, и сами они этого не добились.

Сам Линкольн вовсе не собирался интегрировать негров в американское общество, а планировал переселить освобожденных рабов в Южную Америку или обратно в Африку и вел для этого необходимые переговоры. Частично его план был реализован, и в Африке для освобожденных американских негров было тогда создано государство Либерия, и их потомки живут там и сейчас, если еще не вырезаны местными собратьями. Почему это переселение заглохло - не знаю. Скорее всего, Линкольн был идеалист, а его последователи - нет. Надо же кому-то хлопок выращивать?

Так что вопрос свободы негров - это одно (свобода - это хорошо), а причина войны - другое.

"ЯНКИ" И "ДЖОННИ"

Давно произошли события той войны. Давно пали красные знамена Конфедерации. Своеобразная, неповторимая цивилизация Юга растаяла во времени, "унесена ветром". Кстати, красный цвет - любимый цвет Юга. Не случайно имя героини "Унесенных ветром" Скарлетт означает "алая".

Давно пронеслись техасские рейнджеры в своих широкополых шляпах, как тени, промелькнули в ночи индейцы-разведчики, грозной поступью прошли непоколебимые дивизии вирджинцев...

Легенды окружают имена генералов Конфедерации Лонгстрита и Джексона Каменная Стена, хотя и много генералов было в США с тех пор, но самым любимым так и остался главнокомандующий южан генерал Роберт Ли, хотя были у него не одни победы.

Несмотря даже на то, что именно он согласился на безоговорочную капитуляцию остатков армии Конфедерации.

Эта война служит предметом массы книг, картин и фильмов, и именно ей посвящен величайший американский роман "Унесенные ветром" Маргарет Митчелл. При всем при том все, относящееся к этой войне, подвергается и в США и во всем мире негласной, но чрезвычайно жесткой цензуре. По разным причинам.

У нас и книга, и фильм по ней были просто запрещены и вроде непонятно, почему. Из фильма понять мотивы запрета нельзя. Но когда уже после фильма я прочитал книгу, а потом познакомился с историей создания фильма, все стало понятно.

Ведь в книге и вопрос освобождения негров, и история Реконструкции - перестройки Юга - изложены совсем не так, как у нас описывалось. И если первый муж Скарлетт погиб на войне, то второй - в одной из операций Ку-клус-клана, тогда же чуть не погиб и ее любимый - Эшли. Интересно, понял ли это кто-нибудь из наших зрителей киноверсии романа?

Фильм по книге совсем не похож на первоисточник. Вторая серия - просто какие-то сладкие сопли, "женский роман" в худшем смысле этого выражения, в то время как второй том романа не менее интересен, чем первый. Но чернокожие артисты отказывались сниматься в фильме, если там не переставить акценты, да и продюсеры фильма далеко не сочувственно относились к южанам, хотя и очень хотели зашибить деньгу на величайшем романе США, что им и удалось.

Как ни странно, конфликт тлеет до сих пор, и проявления этого величайшего столкновения видны и сейчас..

Помните, был такой взрыв в Оклахоме? Около большого здания был взорван автомобиль с тонной взрывчатки, погибло несколько десятков человек. Преступников поймали и осудили.

Но странное дело, нигде в отчетах о суде над виновниками не найти упоминаний о мотивах преступления. Писали о жертвах в детском саду, в собесе и т.д. Неужели это было целью террориста? Тогда это просто маньяк! Но ведь маньяки стаями не водятся.

А ведь на самом-то деле взорванное здание принадлежало федеральному правительству США (там есть четкая градация - что принадлежит штату, а что - федеральная собственность). Там был размещен призывной пункт и другие федеральные организации, и взорвал его фанатик-южанин, бывший солдат, ветеран войны в Персидском заливе. Для него это было оккупационное учреждение. И это не был поступок шизофреника. Недавно были осуждены его сообщники, участвовавшие в подготовке взрыва или знавшие о нем. Вероятность коллективного сумасшествия невелика, это был сознательный поступок группы людей. О существовании небольшого ведомственного детского садика в здании они, видимо, просто не знали, либо служба в армии США наложила определенный отпечаток на их поведение.

Умолчание о мотивах этого преступления понятно. Если о них заявить, то это равносильно признанию о существовании вооруженной борьбы за освобождение Юга от власти Севера.

И подобные эксцессы на той же почве были в Америке не раз.

Ситуация осложняется тем, что нынешние южане - прямые потомки тех, и память о Конфедерации и памятники героям сохраняются там в неприкосновенности, а вот на Севере население сильно сменилось. Города, давшие наиболее стойких солдат армии Севера, теперь населены главным образом потомками рабов.

В начале войны южане пытались действовать в духе Конституции. Кроме небольшой кадровой армии ставка делалась на милиционные, т.е. ополченческие формирования штатов и местных общин, состоящие из постоянно вооруженного населения. Но регулярная армия северян, в которую за время войны было мобилизовано более 2 млн. солдат, оказалась более пригодной для современной войны. Тем не менее в полупартизанских операциях южане добивались иногда эффектных результатов. Они впервые применяли минирование дорог, оптические прицелы и т.д. Кстати, поэтому некоторые из элитных частей вооруженных сил США считаются почти официально "потомками" подразделений вооруженных сил южан, (рейнджеры и т.д.). Тем не менее, в результате поражения Юга одна из основных идей Конституции - защита свободы путем всеобщего вооружения народа - и свелась к праву хранить дома револьвер.

Даже в кино, если фильм снят южанами, то представители федерального правительства - зачастую отрицательные персонажи. И лозунг "Юг восстанет вновь!", например, в виде наклейки на машине, или красный флаг с голубым андреевским крестом - не редкость в южных штатах США.

На бытовом уровне это противостояние хорошо всем (американцам) известно. Ну вот пример: комедийный сериал. Инопланетянин Альф наелся ваты. Его укоряют, а он отшучивается "Что плохого в вате? Может быть, вы - янки?". За кадром - смех. А о чем шутка?

Все очень просто. Вы думаете, янки - это американец? Ничего подобного. Янки - это американец-северянин.

А кто такой "джонни"? Вы думаете, ну уж "джонни" - точно американец? Тоже не угадали. "Джонни" - это южанин.

А почему "янки" не любят вату? Потому что вата - это хлопок. Хлопок выращивают на Юге, песенка даже есть: "Алабама, Алабама, штат, где хлопок растет даже на деревьях...". В общем, северяне не любят все, связанное с Югом, даже вату. И об этом шутка, понятная и смешная для каждого американца. А попробуйте перевести ее для нашего зрителя!

К чему эта история? А к тому, что даже День Благодарения - один из самых почитаемых американцами праздников - чисто политическое мероприятие. Он и введен-то был как государственный праздник в 1863 г., в разгар Гражданской войны. Вот так, одним росчерком пера Линкольна история США укоротилась на несколько лет! Как будто первых поселений на Юге и не было в помине! Как будто не вирджинцы воевали за независимость США, будто не вирджинцы были первыми президентами США!

* * *

Но почему же в нашей стране, где понимания американской истории, честно говоря, трудно ожидать, так много лет одобрительно относятся к Северу и не одобряют Юг?

Ну, во-первых, война совпала с освобождением крестьян (без земли) в 1861 г. Это вызывало определенные ассоциации в нашем обществе. Во-вторых, наше правительство тогда с удовольствием участвовало в изоляции Англии - недавнего противника в Крымской войне. А в-третьих, вплоть до нашего времени на оценки войны влияла позиция классиков. То, что Маркс и Энгельс не любили рабство - вполне понятно, ведь рабство - это действительно нехорошо. Но чем же для них капиталистическое фабрично-заводское рабство было лучше плантационного?

Оказывается, Маркс всерьез считал, что "американская война против рабства положит начало эре господства рабочего класса". Он написал это в приветствии Линкольну по случаю его переизбрания. Видимо, это добросовестное заблуждение Маркса и повлияло на оценку войны Севера и Юга в советское время. Хотя за сотню лет можно было бы понять, что Гражданская война в США вовсе не была "крестовым походом собственности (Юга) против труда (Севера)", как считал Маркс.

Считал совершенно ошибочно.

При оценке исторических событий каждая эпоха применяет свою мерку. Это хорошо известно историкам. К сожалению, не только оценки, но и изложения хода истории сильно меняются. Как мы видим, страсти, вызванные величайшим конфликтом Америки, вызвали серьезнейшие искажения в описаниях совсем недавних событий в самой вроде бы открытой для информации стране мира.

Но сейчас мы являемся свидетелями или жертвами гораздо более грандиозного конфликта, конфликта между Западом и Востоком. Можем ли мы рассчитывать на снисхождение, если будем и дальше идти на уступки? Нет, даже от своих Запад требует только безоговорочной капитуляции, на что же рассчитывать нам?

Это давний конфликт. В него вполне можно включить и столкновение варварского Рима и культурной Греции, и трагическую историю тысячелетней Восточно-Римской (Византийской) Империи, павшей под напором диких западно-европейских орд, и события последних сот лет, развернувшиеся на Восточно-Европейской Равнине. Можно ли ожидать, что история, которую (так уж сложилось) мы знаем главным образом по западным источникам, правдиво описана ими? Вряд ли.

Вот поэтому крайне необходимо правдивое описание нашей собственной истории, сделанное нами самими. Любые западные (и прозападные) авторитеты должны если и использоваться, то тщательно проверяться и развенчиваться.

Каждое такое историческое исследование, даже небольшое, станет серьезным поступком, настоящим делом, служащим на пользу нашему народу.


`
АРХИВ
ФОРУМ
ПОИСК
БИБЛИОТЕКА
A4 PDF
FB2
Финансы

delokrat.ru

 ABH Li.Ru: sokol_14 http://www.deloteca.ru/
 nasamomdele.narod.ru


Rambler's Top100