газета 'Дуэль' N 4(4)  
1996-03-18
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
2-Я ПОЛОСА
3-Я ПОЛОСА
4-Я ПОЛОСА

ИСКУССТВО ДУЭЛИ



Сергея Иннокентиевича Поварнина(1870 - 1952), профессора логики и истории древней философии Ленинградского университета, по праву можно назвать предшественником Дейла Карнеги. Его книга "Искусство спора" дважды изданная в России (в 1921 и 1023 годах) должна стать настольной книгой каждого уважающего себя "дуэлянта". Сегодня мы начинаем публикацию основных разделов труда Поварнина, не утративших своей злободневности. Всякий спор - это образец практической логики, освоение приемов которой, среди которых есть даже такие, как "лживые доводы" и "мнимые доказательства", разнообразные психологические уловки противника, настоятельно необходимо в наше время. С одной стороны - чтобы на них не попадаться и не выглядеть в худом свете, а с другой - для выработки собственной культуры дискуссий и убеждения противника.

Что особенно привлекательно: книга С.И. Поварнина предназначена для людей, совершенно незнакомых с логикой. Многие практические примеры, приводимые автором, носят отпечаток во многом "старорежимной" и потому критической к политическим бурям "нового времени" мировоззренческой позиции. А это также актуально в наши дни.

Глава I.

О доказательствах.

Спор состоит из доказательств. Один доказывает, что такая-то мысль верна, другой - что она ошибочна. Та мысль, для обоснования истинности или ложности которой строится доказательство, называется тезисом доказательства. Вокруг нее должно вращаться все доказательство. Она - конечная цель наших усилий. Тезис в доказательстве - как король в шахматной игре. Хороший шахматный игрок всегда должен иметь в виду короля, какой бы ход не задумывал. Так и хороший доказыватель в споре или без спора: о чем он в доказательстве ни заводит речь, всегда, в конечном счете, имеет в виду одну главную цель - тезис, его оправдание или опровержение.

Вот почему первое требование от приступающего к серьезному доказательству или спору - выяснить спорную мысль, выяснить тезис, то есть вникнуть в него и понять так, чтобы он стал для нас совершенно ясным и отчетливым по смыслу. Это сберегает много времени и охраняет от множества ошибок.

Для того чтобы выяснить тезис, достаточно обыкновенно выяснить три вопроса относительно этого тезиса.

Во-первых - все ли слова и выражения тезиса вполне и отчетливо нам понятны.

Второе: в тезисе, как и во всяком простом "суждении", всегда что-нибудь утверждается или отрицается о каком-нибудь предмете или о многих предметах одного и того же класса. И вот для ясности и отчетливости мышления надо знать, об одном ли только предмете идет речь или о всех без исключения предметах данного класса... Например, человек говорит "люди злы". Ведь его мысль не ясна. Все люди без исключения или большинство? ... способы опровержения тут [будут] различны.

Иногда приходится выяснять, всегда ли свойственен предмету тот признак, который ему приписывается...

В-третьих, надо выяснить, каким мы суждением считаем тезис: несомненно истинным, достоверным или ложным, или же только с долей вероятности таковым...

Человеку пришла мысль, скажем: "Бога не существует", - и он не поставит себе вопроса: несомненно это или только вероятно ... а станет доказывать как несомненное. Или понравилась мысль, что на планете Марс есть обитатели, - и он уже спорит за нее как за достоверную. Ученый, астроном, человек с хорошо обработанным умом будет высчитывать, насколько и в какой степени это вероятно. Для некультурного ума это уже достоверно.

[В продолжении - глава о доводах].


`
АРХИВ
ФОРУМ
ПОИСК
БИБЛИОТЕКА
A4 PDF
FB2
Финансы

delokrat.ru

 ABH Li.Ru: sokol_14 http://www.deloteca.ru/
 nasamomdele.narod.ru

[an error occurred while processing this directive]

Rambler's Top100